ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Жертвы шантажа интимными фотографиями сталкиваются в республиках Северного Кавказа с угрозами жизни и здоровью. При этом российские соцсети не реагируют на запросы об удалении фото, а полиция не всегда готова взяться за расследование дел о шантаже, рассказали опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", следственные органы Кабардино-Балкарии передали в суд материалы дела о вымогательстве в отношении местной жительницы, которая с помощью шантажа и угроз публикации интимных фотографий своей жертвы получила от нее 260 тысяч рублей.
Случаи шантажа и вымогательства под угрозой публикации порочащих фотографий приобретают все большее распространение в Кабардино-Балкарии, особенно среди молодежи, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель общественной организации "Кабардинский конгресс" Аслан Бешто. "Почему больше в этой среде? Наверное, потому, что молодежь в большей степени сама себе не принадлежит, и угроза обнародования общественно порицаемых нарушений является для них стрессом", - подчеркнул он.
Реакция в кабардино-балкарском обществе на случаи, ставшие достоянием общественности, разнится в зависимости от социального положения, накладывает отпечаток и национальная принадлежность, указал Бешто. "Не знаю лично эту девушку, поэтому трудно судить о последствиях для нее, ее семьи и ее будущего. Кабардино-Балкария совершенно неоднородна и расслоена социально и ментально, да и национальностей разных здесь много. Если брать среднестатистическую семью, соблюдающую усредненные традиционные обычаи, то, наверное, выходом из ситуации для большинства стала бы отправка девочки куда-нибудь подальше из республики - на учебу или работу. Есть и такие семьи, которые бы собрали своих близких, рассказали бы свою версию событий и стали защищать девушку всеми возможными средствами. Как исключение - могли бы выгнать или, в крайнем случае, могло дойти до, так называемых, "убийств чести", - отметил он.
Женщины, чье поведение родственники сочли позором для рода, на Кавказе могут стать жертвами так называемых "убийств чести". Эти убийства совершают сами родственники, чаще всего отец или брат. По мнению правозащитницы Светланы Анохиной, следует отказаться от термина "убийство чести", звучащего как нечто социально одобряемое, говорится в справке "Кавказского узла" "Убийства чести" на Северном Кавказе".
Случаи вымогательства зачастую не получают резонанса из-за неисполнения угроз обнародовать снимки или безразличия жертвы к подобному шантажу, так как потенциальные жертвы могут просто сослаться на фотошоп или обман, указал Бешто. При этом, по его словам, шантажа порочащими снимками и видео в молодежной среде становится все больше. "К сожалению, шантаж среди молодежи и школьников стал чаще фиксироваться. Даже мальчиков третируют и заставляют признаваться в порицаемых поступках на камеру - благо, смартфоны сейчас у каждого. А затем начинают вымогать деньги. У каждого сообщества свои особенности, равно как и в реакции взрослых на ситуацию. Общее здесь одно - несмотря на декларируемые духовность, религиозность и традиционность, взрослые грехи и преступления с каждым разом все сильнее молодеют", - отметил он.
В период пандемии участились случаи шантажа компрометирующими снимками
Истории с публикацией порочащих фотографий или видео практически никогда не проходят бесследно для их жертв, указала автор блога в Instagram "Дневники горянки" Марьям Алиева. "Последствия зависят от семьи. Где-то это может быть "убийство чести", где-то, наверное, самое мягкое, что могут сделать – это побить и на какое-то время запереть дома, [будут] скандалы, могут забрать из учебного заведения, это происходит часто. Это приводит и к скандалам внутри рода, когда вовлекаются и другие родственники. Девочка и без того тяжело переносит такие вещи, а когда еще вовлекаются родственники, соседи, для нее это становится кошмаром", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Число обращений в связи с шантажом существенно выросло в период пандемии, отметила она. "Я не могу сказать о динамике тренда [вымогательства] в Кабардино-Балкарии. У меня было несколько обращений из Кабардино-Балкарии, но я работаю немного в другом сегменте, потому у меня все же больше обращений из других республик. В целом, обращений во время пандемии было очень много, 2-3 каждый день, очевидно, кто-то [такими способами] зарабатывает. Мне кажется, что общество в Кабардино-Балкарии мягче относится к подобным вещам, чем в Дагестане и, конечно, чем в Чечне или Ингушетии", - сказала Алиева. По ее мнению, в Ингушетии или Чечне компрометация девушки могла бы привести к "убийству чести".
Шантажистов, угрожающих девушкам публикацией их интимных фото, интересуют только деньги, они не имеют ничего общего с борцами за нравственность, отметили опрошенные "Кавказским узлом" журналисты и общественные деятели из регионов Северного Кавказа.
Случаев, когда вымогателей привлекают к уголовной ответственности, в Дагестане достаточно, рассказала Алиева. "Недавно двое молодых людей были задержаны сотрудниками МВД Дагестана. Одного из них я ранее предупреждала. Он шантажировал девушку, и она просила с ним поговорить, так как не хотела обращаться в полицию, боялась, что узнают родители, будет огласка. Я побеседовала с шантажистом, он клятвенно заверил, что больше никогда этим заниматься не будет. Спустя месяц молодого человека арестовали в связи с шантажом другой девушки, у которой он вымогал 80 тысяч рублей. Таких случаев достаточно было. Наказывают даже реальными сроками", - отметила она.
Жертвы насилия порой сталкиваются с проблемами в защите своих прав и при обращении в полицию, добавила Алиева. "В некоторых отделах полиции могут отговаривать от написания заявления, но это происходит редко, когда, например, нет реального подозреваемого, ведь девочки умудряются в Интернете с кем-то познакомиться, абсолютно не знать человека и отправлять фотографии. Там, где нужно суетиться, сотрудники полиции могут отговаривать от написания заявления, а когда есть реальный человек, то они очень хорошо работают", - заключила она.
Соцсети не считают публикацию фотографии без разрешения персональными данными
Активисты, занимающиеся вопросами гендера на Кавказе, впервые сталкиваются со случаем, когда вымогательством в Интернете занимаются девушки, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" волонтер инициативной кризисной группы "Марем" Катя Нерозникова, комментируя случай в Кабардино-Балкарии. "Не припомню случая, чтобы девушка шантажировала девушку, тем более на такую сумму. По нашим кейсам, в основном это мужчины. Единственное, когда разбирались, кто ведет группы в соцсети "ВКонтакте", ту же дагестанскую группу "Рачит", где выкладывали даже не интимные фото, а снимки девочек без платка или в топике, которые сложно назвать интимными, - эти каналы администрировали в том числе и девушки. Но там чисто бизнес-идея", - сказала Нерозникова.
Группа "Марем" в основном работает с наиболее проблемными регионами в плане насилия в отношении женщин, откуда чаще всего поступают обращения, и в этом смысле Кабардино-Балкария выглядит закрытой, информация о подобных случаях из республики поступает довольно редко, отметила Нерозникова. "Сам тип шантажа очень распространен, в Дагестане это происходит повально, плюс они обещают опубликовать в пабликах в соцсети "ВКонтакте", в сообществах в Telegram. И если в Telegram это еще блокируют, то с "ВКонтакте" все сложнее. Были случаи убийства после распространения таких публикаций. Был случай, когда девушка покончила с собой после того, как распространили информацию в соцсети. Чаще всего девушки боятся обращаться к родственникам, поскольку сомневаются, что те встанут на ее сторону", - подчеркнула она.
В Чечне и Дагестане существуют интернет-сообщества активистов, которые, выступая блюстителями морали, занимаются травлей попавших в их поле зрения девушек и женщин. Самое известное из таких сообществ - чеченский "Карфаген", просуществовавший более полугода, прежде чем его заблокировал за экстремизм Роскомнадзор. В Дагестане девушек "за достаточно невинные фото в лифчиках терроризируют, грозят убить, обзывают или требуют с них денег и шантажируют", а, "получив деньги, мужчины передают эти же фото другим группам, и так круг за кругом", рассказала ранее журналистка Светлана Анохина.
Случай из Кабардино-Балкарии - нетипичный, заявила Нерозникова. "В описываемом случае вызывает удивление сумма, поскольку профессиональные шантажисты обычно просят суммы меньше тысячи рублей, но делают это на регулярной основе, они подсаживают своих жертв на систематические выплаты. Были случаи, когда девушка платила парню в течение двух лет, отправляла деньги на телефон. Причем она отправляла ему фото без хиджаба. Угрожали тем, что они ее опозорят", - отметила волонтер.
Реакция родственников на такие истории может быть диаметрально противоположной, отметила она. "Родственники, братья могут побить, запереть дома, но могут и убить, все зависит от тяжести. Если узнают, что в переписке посылала интимные фото – могут и убить, но чаще всего речь о физическом насилии, могут отправить в какое-то далекое село, где она будет всю жизнь сидеть и не иметь доступа ни к какому интернету. Также проблема в том, что заявить в полицию крайне сложно, они (вымогатели) просят мало денег и просто такие дела не возбуждают", - рассказала Нерозникова.
Еще одной проблемой в предотвращении случаев вымогательства волонтер назвала взаимодействие с сервисами. "Когда эти фото все же попадают в интернет, возникает проблема взаимодействия с сервисами, например, с соцсетью "ВКонтакте". Мы неоднократно по Дагестану писали жалобы, что это распространение личной информации. "ВКонтакте" не считают публикацию фото без разрешения распространением личной информации, это не личные данные, потому они не блокируют [такие фотографии] и не удаляют", - отметила Нерозникова.
По ее словам, при общении с соцсетями можно попытаться объяснить, что распространение информации несет угрозу жизни и здоровью. "Тому же "ВКонтакте" надо очень долго и упорно доказывать, и, скорее всего, не удалят", - заключила Нерозникова.