17:50 / 27.07.2021Свидетели назвали невиновными дагестанских Свидетелей Иеговы* 

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Дагестанские Свидетели Иеговы* не допускали экстремистских высказываний, религия предписывает им строго соблюдать установленные государством законы, заявили сегодня в суде вызванные стороной обвинения знакомые подсудимых. Одна из свидетелей заявила о давлении со стороны следствия.

Как писал "Кавказский узел", четверо дагестанских Свидетелей Иеговы* Арсен Абдуллаев, Мария Карпова, Антон Дергалев и Марат Абдулгалимов были задержаны в июне 2019 года и обвинены в экстремизме. Почти год они провели под стражей в изоляторе, затем мера пресечения была изменена на домашний арест. 23 марта в суде дагестанские Свидетели Иеговы* заявили о своей невиновности. Двое из трех свидетелей, опрошенных в махачкалинском суде 18 мая, сообщили, что на предварительном следствии были попытки запугать их. Обвиняемые не являлись членами запрещенной судом экстремистской организации, заявили допрошенные в суде 8 июня единоверцы и знакомые из Кизляра. 

Сотни Свидетелей Иеговы* в России, в том числе десятки на юге страны, попали под уголовное преследование после решения Верховного суда о запрете их организаций. Им вменяют попытки продолжать деятельность запрещенной судом организации, а верующие считают свои действия реализацией конституционного права исповедовать религию, говорится в материале "Кавказского узла" «Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?». Новости о преследовании Свидетелей Иеговы в России* "Кавказский узел" размещает на тематической странице «Минюст против Свидетелей Иеговы*».

Сегодня Кировский районный суд Махачкалы допросил двух свидетелей обвинения по делу дагестанских Свидетелей Иеговы*. Их присутствие в суде обеспечили приставы, так как предыдущие заседания суда срывались из-за неявки свидетелей.

Инна Алибекова была Свидетелем Иеговы*, но в 2007 году ее лишили возможности общения с соверующими, сообщила она в ходе заседания суда. Из подсудимых ей знаком лишь Арсен Абдуллаев, так как до ее исключения Алибекова "посещала собрания и конгрессы", рассказала она.

"Про организацию, ее филиалы я не ничего не знаю, так как была обычным служителем. Свидетели Иеговы* - это религиозная организация, проповедующая христианство. Собираются хорошие люди, говорят о насущных проблемах, о том, как служить Богу и не грешить. Обсуждают обстановку в мире, говорят о любви, о добре, сохранении природы, семейных ценностях. О том, что мы должны быть законопослушными гражданами, не нарушать закон, быть честными", - сказала она суду.

После запрета общения Алибекова перестала ходить на собрания, а о запрете организации и обвинении в экстремизме узнала из новостей, пояснила свидетельница. "В декабре 2007 года ко мне пришли трое братьев, которые предупредили, что по мне принимают решение из-за того, что я сделала переливание крови тяжелобольной дочери. Мы тогда побеседовали, это было очень волнительно для меня, я плакала. Через месяц мне сообщили, что я могу обращаться к старейшинам, но лишена общения с остальными соверующими. У меня было сожаление из-за исключения, но попыток вернуться я не предпринимала. А когда услышала, что их обвиняют в экстремизме, была в недоумении, так как ничего плохого от них никогда не видела", - рассказала она.

Подсудимые поинтересовались, как проводился допрос следователем. Алибекова пояснила, что рассказывала следователю и присутствовавшему при допросе оперативнику, а следователь "сам формулировал" выражения. "С моих слов он все правильно написал", - заметила она.

Подсудимый Арсен Абдуллаев попытался узнать у свидетеля разницу между приверженцем религии Свидетелей Иеговы* и членом организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы"* с ее местными религиозными организациями. "Если человек крестится, он не становится членом "Управленческого центра Свидетелей Иеговы"*. Когда я крестилась, то не ассоциировала себя с этой организацией. После крещения мы становимся частью собрания всеобщей организации", - пояснила Алибекова.

Свидетель Зайнаб Магомедова пояснила, что знакома со всеми подсудимыми более 12 лет, но не придерживается их религии. "Мне известно, что их обвиняют в экстремизме, но конкретно про них я могу сказать только хорошее, положительное. Они порядочные, добрые, искренние. Если бы от них веяло чем-то отрицательным, я бы с ними не общалась", - пояснила она.

По словам Магомедовой, она только два или три раза присутствовала на собраниях верующих. "Собрания проходили в дружественной обстановке, говорили о религии, Библии", - отметила она.

Магомедовой было интересно обсуждать религию. По ее словам, темы, связанные с организацией, на собраниях не обсуждались. Никаких уговоров, чтобы "затянуть" ее в религию, со стороны подсудимых не было, уточнила свидетель. "С их стороны веяло только миром. Ничего плохого, никакой агрессии или ненависти к кому-либо я не видела от них. Я до сих пор удивлена, как их могут обвинить в экстремизме, хотя, как мне кажется, они должны служить образцом для подражания. Насколько я знаю, Свидетели Иеговы* никогда не идут против установленных государством законов, религия требует от них уважительного отношения к власти. Они должны быть послушны им", - сказала Магомедова.

Следователь во время допроса прибегал к моральному давлению, заявила Магомедова, отвечая на вопрос подсудимого Антона Дергалева. По ее словам, она хотела воспользоваться статьей 51 Конституции России и отказаться от дачи показаний, однако, по ее словам, следователь начал давить. "Угроз не было, но от меня требовали отвечать на все вопросы. При этом отмечалось, что могут быть какие-то последствия для меня и моей семьи. Говорили, что пойдут в школу к моему ребенку, расскажут родственникам, так как они мусульмане", - отметила она. На некоторые вопросы она все же смогла воспользоваться 51-й статьей Конституции, добавила свидетель.

"Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом", - говорится в статье 51 Конституции России.

* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.

Автор:Расул Магомедов