ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Активист партии Народного фронта Азербайджана Ализамин Салаев 10 августа будет переведен в медсанчасть колонии, сообщил его сын. В медсанчасти нет оборудования и возможностей для лечения серьезных заболеваний, но условия содержания заключенных там лучше, объяснили правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", Ализамин Салаев, который отбывает срок по обвинению в клевете и оскорблении после распространения в соцсетях видео с критикой в адрес полицейского, сообщил об избиениях в колонии после объявленной им в знак солидарности с Тофигом Ягублу голодовки. 18 сентября 2020 года сын оппозиционера заявил о продолжении отцом голодовки, причиной которой являются также притеснения и физическое давление на него в колонии. 19 сентября 2020 года Салаев после обращений к омбудсмену и в Пенитенциарную службу был переведен в другую колонию. В феврале родные Салаева указали, что состояние здоровья активиста резко ухудшилось, однако он не получает никакой медицинской помощи. После этого Салаев получил медпомощь, но затем вновь пожаловался на ее отсутствие и 4 августа в знак протеста вновь объявил голодовку. 6 августа суд отказал Салаеву в досрочном освобождении. В тот же день Салаев прекратил голодовку после того, как руководство колонии заверило его, что в ближайшие дни он будет переведен в санчасть или лечебное учреждение Пенитенциарной службы.
Сегодня Ализамин Салаев позвонил родным и сообщил, что 10 августа его переведут в медсанчасть колонии, а потом, если возникнет необходимость, в лечебное учреждение (госпиталь) Пенитенциарной службы, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сын оппозиционера Огтай Салаев.
По его словам, активист рассказал, что его самочувствие улучшилось, 7 и 8 августа сердечных приступов не было. "Возможно, это еще связано с тем, что к отцу перестали придираться. В этот раз он уже не жаловался на обращение с ним. А то его все время третировали из-за его оппозиционных взглядов, обвиняли в том, что именно он подговаривает заключенных выступать против поборов в колонии. Давление на него прекратилось, надеемся, что это не временное явление. Очевидно, что голодовка возымела действие, в СМИ и соцсетях об этом писали, и отца оставили в покое и согласились взять его на лечение. Вялость, вызванная голодовкой, после возобновления приема пищи прошла", – рассказал Огтай Салаев.
Разницу между медсанчастью колонии и госпиталем Пенитенциарной службы пояснил глава Бакинского Клуба прав человека, правозащитник Расул Джафаров, сам ранее отбывавший наказание и признанный политзаключенным. "Госпиталь – это полноценная больница, со всеми аппаратами для обследования и лабораториями. Санчасть – небольшой медпункт, оборудованный, как правило, примерно на 10 палат. В санчасти колоний нет приборов для углубленного обследования – УЗИ, рентгеновского аппарата, снятия электрокардиограммы. Санчасть – это место, где могут вылечить зуб или простудное заболевание, измерить давление. Здесь лечат от легких заболеваний, и продолжительность нахождения составляет не более двух недель", – заявил Джафаров корреспонденту "Кавказского узла".
В санчасть периодически привозят специальные медицинские автомобили, оснащенные оборудованием для обследования, добавил Джафаров. По его словам, условия в санчасти лучше, чем в "бараке" колонии. "В палатах санчасти находится всего несколько человек, а не много десятков людей, как в "бараке". Здесь чистота, порядок, спокойствие. И это само по себе позитивно влияет на состояние больного", – отметил активист.
На вопрос, можно ли лечить в санчасти заключенного с сердечным заболеванием, Джафаров затруднился ответить. "Все, наверное, зависит от степени болезни. На моей памяти были случаи, когда врачи назначили лечение уколами и лекарствами, и больной через некоторое время в санчасти полностью выздоравливал или его состояние улучшалось. Конечно, были случаи, когда лечение в санчасти не приносило результата, или улучшение состояние было незначительным, и тогда больного отправляли в госпиталь Пенитенциарной службы. Были обратные случаи – лечение в санчасти не помогало, и больного возвращали в барак, его состояние впоследствии ухудшалось", – сказал правозащитник.
В санчасти нет возможностей для диагностирования и лечения "серьезных болезней", отметил глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов. "Там нет ни лаборатории, ни даже элементарного рентгеновского аппарата. Но больные с хроническими недугами могут получать какое-то поддерживающее лечение. Но в санчасти лучше условия содержания. Там тихо, спокойно, заключенных содержат в палате по три-четыре человека. Там нет необходимости с утра вставать, периодически выходить на построения на плацу. Поэтому многие места в санчасти колонии занимают состоятельные заключенные, которые "покупают" эти места за взятки. А тем, кто действительно нуждается в медпомощи, места не хватает. Отсюда и возникает недовольство среди заключенных", – сказал Гасанов, который также отбывал заключение и был признан политзаключенным.
На решение об отказе в условно-досрочном освобождении защита подаст апелляцию, сообщил адвокат Салаева Эльчин Садыгов. "На подачу апелляции есть 20 дней. Получив решение суда на руки, я подготовлю и представлю апелляционную жалобу", – заявил Садыгов корреспонденту "Кавказского узла".
3 августа Эльчин Садыгов направился в колонию, чтобы встретиться с подзащитным и проверить его состояние в связи с жалобами семьи на отсутствие лечения и давление на него. Но его не пустили к подзащитному, потребовав представить письмо из Пенитенциарной службы. "В законе такого нет. Если дело человека в суде, то независимо от того, где он содержится, адвокат имеет право доступа к нему. Если я представляю ордер, подтверждающий, что я адвокат этого человека, – этого достаточно. Не исключаю, что мне не дали встречу из-за жалоб Ализамина Салаева, чтобы скрыть возможные проблемы с его физическим состоянием", – отметил Садыгов.
Защитник также намерен подать судебную жалобу против руководства колонии. По его словам, требование письма от Пенитенциарной службы для встреч с Салаевым незаконно. "В колонии № 16, где раньше содержался Салаев, проблем с посещением не было", – заявил адвокат.
Представители Пенитенциарной службы оказались недоступны для комментариев.
Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". Также в разделе "Справочник" подготовлена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".