ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Аппарат парламента Армении признал неправомерность своих действий, вернув аккредитацию фотокорреспонденту Лилиан Галстян, но ограничение свободы прессы в течение последних полутора лет стало тенденцией - власти страны прибегали к нему сначала под предлогом пандемии, а затем в связи с военным положением, констатировали опрошенные "Кавказским узлом" медиаэксперты и правозащитники.
Как сообщал "Кавказский узел", аппарат парламента Армении аннулировал аккредитацию фотокорреспондента онлайн-издания Panorama.am Лилиан Галстян на основании того, что она нарушила запрет на съемку на проходной охраняемого объекта, а также сотрудников Госохраны при исполнении служебных обязанностей. Власти пытаются ограничить свободу слова, заявили журналистские и общественные организации Армении. После вмешательства юриста аппарат парламента изменил свое решение и Лилиан Галстян разрешили освещать заседания Народного собрания.
Аппарат парламента Армении фактически признал, что Лилиан Галстян незаконно лишили аккредитации, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян. Он констатировал, что парламент VIII созыва начал работу с необоснованных ограничений деятельности журналистов, и эти ограничения, по его мнению, необходимо отменить.
"Пусть у властей есть некие опасения, но журналистское сообщество не должно страдать. Накануне мы [ряд журналистских и общественных организаций] выслали запрос в аппарат парламента о предпринимаемых мерах для решения проблемы, прикрепив запрос тремя нашими заявлениями. Медиаэксперты готовы обсудить поиск оптимальных решений, как для журналистов, так и для депутатов", - подчеркнул Меликян, высказав сомнение, что власти откликнутся на предложение обсудить данную проблему.
То, что власти хоть иногда признают ошибки и исправляют их, - положительный знак, добавил эксперт. Тем не менее, по его наблюдениям, в последнее время власти все чаще допускают подобные ошибки.
"Законы или подзаконные акты [власти] принимают под воздействием эмоций и частных случаев. Правительственные структуры выступили с рядом законодательных инициатив, которые привлекли внимание журналистских организаций, и мы надеемся, что [наши] замечания будут приняты во внимание и инициативы не обретут форму закона и не будут применены. Необходимо приостановить регрессивные законодательные инициативы", - считает он.
В первый день работы Народного собрания Армении VIII созыва представителям СМИ запретили работать в корпусах здания парламента, где проходят заседания постоянных парламентских комиссий, располагаются рабочие кабинеты депутатов правящей политической силы, а также пользоваться фойе, где традиционно проводятся интервью и брифинги парламентариев. Ограничения для представителей прессы препятствуют выполнению их профессиональной деятельности и приняты с целью оградить депутатов от острых вопросов и критики, заявили в совместном заявлении журналистские организации.
Пресса, по мнению эксперта, оказалась под прицелом властей из-за поляризации СМИ. Подавляющее большинство СМИ разделились по политическим лагерям, обслуживая интересы своих спонсоров и хозяев, пояснил Меликян.
"Предпочтения отдаются политическим интересам, тогда как общественные интересы задвигаются. СМИ превратились в орудие пропаганды и политической борьбы и, понятно, что они должны были оказаться в центре внимания политических сил и, в первую очередь, властей. Зачастую СМИ нарушают принципы журналистской этики. Проблема, конечно, должна быть решена, но решена в демократическом ключе и в соответствии с международными обязательствами. Нужны конструктивные шаги для возвращения СМИ в профессиональное поле", - уверен он.
Директор Центра свободы информации Шушан Дойдоян согласна с мнением, что аппарат парламент признал свою ошибку, восстановив аккредитацию фотокорреспондента.
"Я считаю, что власти поставили перед собой цель загнать в угол журналистику. Однако парламент в стране с парламентской моделью управления должен быть прозрачным и подотчетным обществу. Вместо этого власти пытаются обезопасить себя от неугодных вопросов, принимая ограничения для СМИ, аккредитованных в Народном собрании", - заявила она корреспонденту "Кавказского узла".
С марта 2020 года, когда началась пандемия коронавируса, деятельность госструктур становилась все менее прозрачной, отметила Дойдоян. "Эпидемия стала для госструктур "законным" поводом для задержки или предоставления неполноценных ответов на запросы СМИ. Эта динамика закрепилась и углубилась в дни войны. И до сих пор по инерции идет этот негативный процесс. Сейчас мы наблюдаем один из очередных его этапов", - пояснила директор центра.
Необходимо пресечь законодательную инициативу ограничений для СМИ в парламенте, в противном случае общество столкнется с большими трудностями, так как это отразится зеркально на все госструктуры, подчеркнула она.
Главной проблемой при разработке законодательных актов, касающихся деятельности СМИ, по ее словам, является отсутствие понимания самой проблемы.
"Нужно понять проблему, которую власти хотят решить, но они [власти] не могут даже четко ее оформить. И действуют с каким-то инстинктивным страхом перед прессой. Нет ни одной концепции, как они [власти] видят регулирование для СМИ. Наш призыв к ним - описать системную проблему и системное решение, ожидаемый результат и сроки. Пусть оформят, организуют обсуждения с представителями медиа и экспертами, чтобы найти приемлемое решение", - отметила эксперт.
Инициативы властей вызывают критику у журналистского сообщества, и вместо того, чтобы заниматься делами, журналистские организации заняты противодействием подобным инициативам, подчеркнула директор центра.
"Такого еще не было, чтобы за первую неделю работы нового парламента журналистские и общественные организации приняли бы три заявления. И ни к одному не было отклика, предложения встретиться, обсудить, чем обусловлено недовольство. Высокомерие властей абсолютно недопустимо. Не желают сотрудничать, хотят загнать журналистов в угол и все", - сказала Дойдоян.
Глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц назвал возврат Галстян аккредитации исправлением ошибки и проявлением политической воли.
"Ожидаю, что в остальных сферах власти также проявят подобный подход. Желательно, конечно, чтобы не допускались ошибки. В любом случае, важно, что восстановили право [Лилиан Галстян] на освещение работы парламента. Но вопрос ограничений для СМИ, освещающих работу парламента, остается в повестке", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
Правозащитник считает важным сформировать постоянную парламентскую комиссию по этике, которая будет давать четкое заключение по аналогичным инцидентам. "Решение комиссии будет прецедентным, исключит повторение подобных инцидентов и обращения к каждому из них в отдельности", - пояснил Сакунц.
Власти должны внедрить регулирования для медийного поля, чтобы сделать эту сферу более прозрачной и подотчетной, в частности, в финансовом плане, добавил он.
"Власти должны внедрить механизмы, которые позволят отследить финансовые ресурсы и законность их происхождения. Проблема с финансовой прозрачностью присуща многим СМИ. Но нужны правовые механизмы, а не своевольный подход к решению проблемы. Нужно сформулировать этические принципы журналистов. Ограничениями решить проблему не удастся, это неэффективно. Более того, недопустимо бороться против нарушений незаконными методами", - подчеркнул правозащитник.