ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Бывший начальник волгоградского управления Следкома Михаил Музраев заявил сегодня в суде, что не был связан с криминальной группировкой, а сам занимался борьбой с преступностью. Суд отказался перевести Музраева под домашний арест, заявил адвокат.
Как писал "Кавказский узел", 16 августа Южный окружной военный суд приступил к рассмотрению дела бывшего главы управления СКР по Волгоградской области Михаила Музраева, а также волгоградского предпринимателя Владимира Зубкова, обвиненных по статье о теракте. Михаил Музраев также обвиняется в незаконном хранении оружия и злоупотреблении должностными полномочиями. На заседании 17 августа Музраев заявил, что поддерживал политику губернатора и всячески помогал ему, кроме того, с Андреем Бочаровым у него сложились дружеские отношения. Поджог дома губернатора, в причастности к которому обвиняется Музраев, был осуществлен организованной преступной группой, лидер которой хотел отомстить Бочарову, заявил бывший начальник управления.
В ночь на 16 ноября 2016 года была предпринята попытка поджога дома, в котором жил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, в элитном поселке Латошинка. Правоохранительные органы возбудили уголовные дела об умышленном повреждении имущества и покушении на убийство в связи с профессиональной деятельностью. В мае 2019 года сотрудники СКР, УФСБ и МВД заявили о причастности к происшествию пяти членов организованной преступной группы, в частности, Дмитрия Ушакова и Ивана Железнякова, а ее лидером объявлен бывший арендатор Центрального рынка Волгограда Евгений Ремезов. Он был задержан в мае 2019 года. 10 июня 2019 года по делу о покушении на губернатора Андрея Бочарова также был арестован генерал Михаил Музраев, который руководил управлением СКР по Волгоградской области в 2007-2018 годах. 23 ноября 2020 года суд приговорил Дмитрия Ушакова к восьми годам, а Ивана Железникова – к 6,5 года колонии строгого режима, признав их виновными в поджоге дома губернатора Андрея Бочарова. 22 января 2021 года приговор был оставлен в силе.
Михаил Музраев давал сегодня показания около двух часов, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Андрей Грохотов. «Он закончил давать показания по эпизоду с поджогом дома губернатора. Также было уделено внимание тому, как, по мнению Музраева, развивалась ситуация с Центральным рынком, как Ремезов устроился туда, кем он там был изначально... Музраев считает Ремезова ставленником Владимира Кадина по этому рынку, что полностью не соответствует показаниям, которые бывший арендатор Центрального рынка давал на следствии. СМИ характеризуют Кадина как одного из самых влиятельных авторитетов, который существовал до 2011 года, до его убийства. Музраев указал, что Ремезов – ставленник Кадина, и все, что делал по рынку, было с ним (Кадиным) согласовано», - рассказал адвокат.
Музраев также подробно рассказал о своей деятельности по борьбе с организованной преступностью, сообщил Грохотов. "Множество приближенных к Кадину лиц были привлечены к уголовной ответственности. Этот блок показаний полностью опровергает положения, которые сообщает Ремезов, сторона обвинения о том, что Музраев якобы был в хороших отношениях с Кадиным", - рассказал он.
По словам адвоката, Музраев привел ссылки на конкретные уголовные дела, на приговоры в отношении большого количества лиц. "Он рассказывал, какие дела он расследовал, дал оценку работе полиции по борьбе с организованной преступностью, говорил, что часто наблюдал бездействие в отношении преступного сообщества... Музраев и возглавляемые им следственные органы достаточно много занимались уголовным преследованием представителей криминального мира. Более того, он неоднократно письменно и устно указывал на факты того, что борьба с представителями криминального мира ведется недостаточно, приводя конкретные обстоятельства. Эти показания опровергают версию следствия, которая представлена суду", - отметил Грохотов.
Адвокат напомнил, что, по версии обвинения, Ремезов платил деньги Кадину, который, в свою очередь, имел какие-то отношения через посредников с Музраевым. "Это все было опровергнуто показаниями Музраева. Не голословно, а с конкретными фамилиями, делами и обстоятельствами. Версия обвинения построена на показаниях представителей криминального мира... Позиция же Музраева основывается на фактах, на конкретных вещах", - подчеркнул он.
Адвокат рассказал, что Музраев и Зубков содержатся в СИЗО №4 в Ростове-на Дону. Он отметил, что родственники присутствовали в зале суда, в вопрос о посещении ими Музраева в СИЗО находится в стадии обсуждения. «Это требует соблюдения процедуры – заявления, рассмотрения, мы этим занимаемся», - отметил он. Журналистов в зале суда сегодня не было, отметил Грохотов.
Он пояснил, что показания были подготовлены заранее, на это у него и подзащитного ушло несколько месяцев. «Невозможно давать показания по такому делу – просто что-то рассказывать без подготовленного текста. Мы готовили текст, согласовывали его с подзащитным. Этот текст находится у него, он не полностью его зачитывает, что-то корректирует по ходу... Достаточно объемные показания, они займут несколько дней. На сегодняшний день Музраев не дал даже половину показаний. Показания представляют собой и фактические обстоятельства, и оценки, и его мнение по поводу предъявленного обвинения, а также множество других моментов. Это развернутая открытая позиция. Музраеву скрывать нечего, он на любые вопросы готов после дачи показаний отвечать. Вопросы задаются после дачи показаний. Более того, он намерен давать показания и в ходе самого процесса, когда будут допрашивать свидетелей, исследовать доказательства», - рассказал адвокат.
Грохотов сказал, что допрос губернатора Бочарова также планируется, так как он является потерпевшим по делу, дата допроса пока не определена.
Суд отказался перевести Музраева и Зубкова под домашний арест
Сегодня же суд также рассмотрел апелляцию защиты на арест Музраева и Зубкова, который ранее был продлён до 15 декабря, рассказал адвокат.
Он пояснил, что защита просила перевести их под домашний арест. "Защита настаивает, что эта мера пресечения не несет риски, о которых говорит обвинение - они могут препятствовать, скрыться. Такая мера пресечения тоже не является свободой, полностью обеспечит интересы следствия, а главное, - позволит двум подсудимым реализовать свое право на здоровье, предусмотренное Конституцией. Поскольку оба подсудимых довольно больные люди", - сказал адвокат.
Грохотов рассказал, что Музраев в 2014 году перенес инсульт, он теперь страдает от последствий, и, по мнению независимых врачей, длительное содержание под стражей может привести к летальному исходу. "У Зубкова ситуация аналогичная, возможно, еще хуже – он с кардиостимулятором, его состояние вызывает еще больше тревоги. Мы говорили о состоянии здоровья двух подсудимых, содержании медицинских документов, которые представила защита. Обвинение настаивает на продлении страж, в первую очередь в связи с тяжестью обвинения. Мы говорили, что все наши доводы и медицинские документы судом первой инстанции не оценены и просили апелляцию вникнуть в детали по состоянию здоровья и изменить меру пресечения», - пояснил адвокат.
Он также рассказал, что Зубкову сегодня в суд вызвали скорую помощь, "он практически не мог участвовать в процессе".
«Практически все свидетели, которые указывают на Музраева, сами находятся либо в колониях, либо в СИЗО... Тут даже потенциально никто ни на кого повлиять не может, остальные доказательства по делу собраны и представлены в суде», - указал Грохотов.
Тем не менее, в апелляционных жалобах защите Музраева и Зубкова отказано, сообщил Грохотов.
Следующее заседание суда по делу Музраева назначено на 10.00 мск 24 августа, на нем он продолжит давать показания, сказал он.
Главное о деле генерала Михаила Музраева рассказывается в справке "Кавказского узла" "Как поссорились губернатор Бочаров и генерал Музраев?".