ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Адвокат Салеха Магамадова и Исмаила Исаева добился встречи с ними в следственном изоляторе в Чечне. Юноши рассказали, что их неоднократно избивали и требовали молчать об этом. Защита подала заявление в Следственный комитет.
Как сообщал "Кавказский узел", 22 июля Салех Магагамадов и Исмаил Исаев не были доставлены в суд, что обеспокоило адвоката и правозащитников. 13 августа адвокату сообщили, что Магамадов и Исаев переведены в карантин, но он не поверил и подал жалобу на отказ во встрече с подзащитными. 17 и 18 августа адвокату вновь отказали во встрече с подзащитными, хотя, как указали опрошенные "Кавказским узлом" юристы, во время карантина защита вправе общаться с защитниками через телефонную связь в СИЗО. Сотрудники учреждения заявили, что братья больны коронавирусом, но не предоставили медицинские документы, указал адвокат. "Российская ЛГБТ-сеть"* повторно попросила ЕСПЧ о срочных мерах для защиты прав Магамадова и Исаева, заявил пресс-секретарь Тим Бесцвет.
Силовики еще в начале февраля вывезли 20-летнего Салеха Магамадова и его брата Исмаила, на тот момент несовершеннолетнего, из Нижнего Новгорода. Суд в отсутствие адвокатов и родителей юношей постановил заключить их под стражу. Апелляции защиты не помогли Магамадову и Исаеву выйти на свободу, однако адвокаты добились госзащиты для них по заявлению о том, что родственников арестантов склоняют к "убийству чести", и в апреле Магамадов и Исаев были переведены в другой блок СИЗО, где ведется видеозапись в коридорах. По чеченским обычаям, совершить "убийство чести" могут не только близкие, но и дальние родственники, рассказали правозащитники. "Кавказским узлом" подготовлена справка "Убийства чести" на Северном Кавказе".
Сегодня адвокат Александр Немов смог, наконец, встретиться со своими подзащитными Салехом Магамадовым и Исмаилом Исаевым в СИЗО. Они рассказали ему, что 22 июля были доставлены в суд в багажном отсеке автомобиля УАЗ "Патриот". От жары Магамадову и Исаеву стало плохо. Вентиляции не было, но в ответ на просьбу открыть окна они услышали оскорбления, касающиеся их социальной ориентации. Исмаил Исаев попросил прекратить оскорбления, за что, по его словам, был избит. Адвокаты ожидали юношей в суде, но заседание в тот день не состоялось. Магамадова и Исаева так и не выпустили из багажного отсека и просто отвезли обратно в СИЗО.
Как рассказал Исмаил Исаев, Салеха Магомадова отвели в камеру, а его самого силовики завели в помещение без камер видеонаблюдения, где в грубой форме заявили, что он не имеет права пререкаться с конвоем, поскольку эти люди старше. "Спустя час “бесед” <силовик> вошел в помещение и начал избивать меня кулаками по лицу и телу. Позже он пытался меня задушить. <Силовик, старший по должности>, присутствовавший в комнате на протяжении всего времени, пресек лишь попытку удушения - он оттащил <силовика>, и меня отвели в камеру", - заявил Исаев.
12 августа от Исмаила Исаева, по его словам, потребовали постричься налысо. Он отказался, мотивировав это отсутствием соответствующей нормы в правилах содержания в СИЗО. После этого в камеру ворвался силовик, который, как сообщил Исмаилов схватил его за горло и ударил об стену, затем силой дотащил юношу до пустой камеры, уложил на пол и, удерживая коленями голову, и насильно постриг волосы. Затем Исаева, по его словам, заставили встать на колени и несколько раз ударили по лицу и в живот. Юноша также пожаловался, что после избиения у него поднялась температура, однако повреждения и синяки врач не осмотрел.
Вчера, 18 августа, с Исаевым говорил силовик, который потребовал молчать о произошедшем и пригрозил заточением в карцер.
Салех Магамадов рассказал адвокату, что к нему с требованием постричься пришли еще раньше, 8 августа. В ответ на отказ силовики, по словам юноши, поставили его лицом к стене и стали бить по ногам. Когда Салеха вернули в камеру, в знак протеста он нанес себе 29 порезов бритвенным станком. Магамадова вызвали на беседу, заявив, что он должен списать случившееся на нервный срыв. Еще одна беседа, с другим силовиком, прошла 10 августа, и длилась она три-четыре часа. Однако Магамадов и после этого отказался списать все на нервный срыв. На очередной беседе, 11 августа, Магамадова, по его словам, снова поставили к стене и стали бить по щиколоткам.
"Меня заставляли раздвинуть ноги как можно шире и долго избивали. Я не выдержал этого и сказал им, что подпишу все, что они захотят. После этого меня отвели в камеру", - сказано в тексте показаний Магамадова, взятых адвокатом.
Адвокат Александр Немов подал заявление о произошедшем в Следственный комитет, говорится в релизе "Российской ЛГБТ-сети", который пришел сегодня на почту "Кавказского узла".
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
*По решению Минюста России, фонд "Сфера", выступающий оператором "Российской ЛГБТ-сети", внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.