ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уроженка Чечни Халимат Тарамова находилась в элитной подмосковной клинике, работающей без лицензии, где пациентов лечили без требования документов неизвестными препаратами, говорится в материале, опубликованном сегодня "Медузой"*.
Как сообщал "Кавказский узел", 10 июня дагестанские силовики и их коллеги из Чечни задержали сотрудников проекта "Марем" и Халимат Тарамову в махачкалинском шелтере – квартире для жертв домашнего насилия. Обеих обитательниц шелтера привезли в здание МВД по Дагестану, где Тарамову отдали родственницам. Сама Светлана Анохина, волонтер проекта "Марем" и остальные задержанные обвинялись в сопротивлении полиции, но были оправданы махачкалинским судом.
Халимат Тарамова — дочь одного из приближенных Рамзана Кадырова, она была вынуждена бежать из-за насилия в семье в связи с ее сексуальной ориентацией, утверждает правозащитная организация "Российская ЛГБТ-сеть"**. Правозащитники опасаются, что в Чечне девушке грозит убийство за то, что она "вынесла сор из избы", и надеются на вмешательство ЕСПЧ. Подруга Тарамовой Анна Манылова рассказала, что, когда отец забирал Тарамову из шелтера, та угрожала суицидом. Член Правозащитного центра Петербурга, основательница Кризисного центра для женщин Наталия Ходырева опасается, что Тарамову могут подвергнуть так называемому "коррекционному изнасилованию".
11 августа стало известно, что Халимат Тарамова совершила еще одну попытку побега из Чечни. Правозащитником неизвестно, как ее место нахождения, так и то, жива ли она сейчас.
Незадолго до предыдущего бегства из Чечни родители Тарамовой отправили ее в "элитную клинику" без лицензии под Москвой, где несколько месяцев "врачи" пытались "вылечить" ее от отношений с Анной Маныловой, говорится в материале "Как выяснила "Медуза", чеченку Халимат Тарамову пытались "лечить" от отношений с любимой девушкой в клинике без лицензии", опубликованном 26 августа на сайте "Медузы"*.
Сразу после окончания школы родители Халимат отдали ее замуж за одного из грозненских чиновников. В 2021 году муж Халимат будто бы нашел в ее телефоне переписку, которая вызвала у него вспышку ревности. Однако переписка была не с мужчиной, а с девушкой — Анной Маныловой. Они познакомились в 2020 году в одном из чатов в Telegram, когда Тарамова жила в Москве, сказано в публикации "Медузы"*.
"Она очень добрая, веселая, общительная девочка. Очень умная и начитанная, смелая, целеустремленная. Не зависит от чужого мнения. Когда мы общались, не было ни одной темы, в которой она бы не разбиралась. <…> "Мы говорили о религии: я раньше не интересовалась этой темой, но она открыла мне глаза на многие вещи. Обсуждали музыку, фильмы, да и все, о чем говорят обычно. Но чаще всего мы просто мечтали о будущем, строили совместные планы. Она хотела быть независимой, найти работу, жить самостоятельно", — привела Медуза* слова Маныловой.
По ее словам, Халимат или Лима, как ее называет Анна, рассказывала, что не любит мужа и хочет с ним развестись, но не может сделать этого из-за давления семьи. После того как муж прочитал сообщения в мессенджере, он избил Халимат и увез в Грозный. Манылова в феврале 2021 года узнала, что Тарамова находится в частной московской клинике. Анна пришла туда в качестве пациентки и попыталась встретиться с Тарамовой. По ее словам, она пожаловалась врачам на депрессию, и они начали ее лечить, не попросив никаких документов, пишет "Медуза"*. "Я платила часть наличными, часть переводом через Сбербанк. Договор там был, но без моих паспортных данных и без настоящей фамилии", — приведены в публикации слова Анны.
Она добавила, что провела в клинике неделю, и что один день пребывания ей обходился в 54 тысячи рублей. По словам Анны, ее, Халимат и других пациентов разместили в коттедже в подмосковной деревне Картмазово. Манылова узнала на фото некоторых сотрудников персонала клиники, включая главного врача, которым оказался Николай Курлович, отметило издание.
Николай Курлович отказался давать комментарий "Медузе"*, заявив, что сведения о его связях с клиникой, "вероятно, являются какой-то ошибкой", сказано в публикации.
Корреспондент "Медузы" связалась с клиникой Invia Elite, в которую попала Манылова в качестве пациентки, и где, по ее словам, содержалась Тарамова. Журналистка представилась матерью гомосексуальной дочери. Но в клинике сказали, что "такой диагноз" исключен из списка заболеваний, а их учреждение специализируется на психиатрических проблемах. Однако клиника все же пригласила "пациентку" на консультацию.
Манылова уточнила, что в клинике действительно находились в основном пациенты с алкогольной и наркотической зависимостью. По ее словам, она познакомилась с человеком из США, которого "лечили" будто бы от гомосексуальности, отметила "Медуза". "У всех забирали телефоны, а всем новым пациентам несколько раз говорили, что тут есть чеченка Лима, которой ни в коем случае нельзя давать телефон. С первого же дня меня стали лечить какими-то жесткими лекарствами, названия мне не говорили", — пояснила Манылова.
Тарамовой, по ее словам, также давали неизвестные препараты и ставили капельницы. Но в основном с девушками работали постоянно сменявшие друг друга психологи.
Персонал почти сразу догадался о знакомстве Тарамовой и Маныловой. Девушки свободное время стремились проводить вдвоем. Также Анна покупала разные мелочи через администраторов, переводя им деньги с карты. По ее словам, она провела в клинике неделю.
Халимат в клинике провела почти три месяца. В конце концов ее родственники поняли, что врачи из них просто тянут деньги, и забрали девушку в Грозный, говорит Анна.
По ее словам, в Чечне семья решила испытать на Тарамовой методы "религиозной медицины". "Я ей [Халимат] скинула статью про Аминат Лорсанову, где она рассказывала, как при матери ее палками били и изгоняли джиннов, — рассказывает Анна. Я говорю: "Лима, надеюсь, твои родители не будут изгонять из тебя джиннов?" Она говорит: "Нет, они не такие". Но они оказались такими же. Только Лиму не палками избивали, а читали Коран и душили коленом", — заявила Манылова.
После ритуала изгнания джиннов о семейных проблемах Тарамовых узнали чеченские силовики. По словам Анны, Халимат сообщила ей, что отца вызвали в полицию, а ей запретили покидать Чечню. После этого Халимат и обратилась за помощью к правозащитникам.
Напомним, что ранее министр по делам национальности республики Ахмед Дудаев заявил, что это правозащитники причастны к похищению Халимат Тарамовой, а чеченские силовики действовали в рамках закона. При этом он повторил тезис чеченских и российских властей о том, что в регионе нет представителей сексуальных меньшинств. Ранее власти Чечни в ответ на расследование "Новой газеты" о преследовании и убийстве людей нетрадиционной сексуальной ориентации в республике указали, что, если бы в регионе были геи, с ними расправились бы их же родственники. Российские власти поддержали руководство региона, заявив, что по итогам проверки геи в Чечне не обнаружены, говорится в справке "Кавказского узла" "Кавказ без гей-парадов — как в Чечне притесняют "тех, кого нет".
* приведен фрагмент сообщения, созданного и распространенного иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
** организация включена Минюстом России в реестр НКО-иноагентов.
Относительно Халимат Тарамовой. Правозащитникам стоило бы обратить внимание, на то, что о ее дальнейшей судьбе нет практически никакой информации. Может девушку опять поместили в какой-нибудь медцентр, или лечат такими вот методами, как чтение Священной книги мусульман и побивания дубинкой.