ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ниямеддин Асланзаде, брат осужденного азербайджанского журналиста Полада Асланова арестован в административном порядке по не известной родственникам причине. Журналист считает, что арест брата является способом давления на него.
Как сообщал "Кавказский узел",16 ноября 2020 года суд приговорил главреда азербайджанских интернет-изданий Xeberman.com и Press-az.com Полада Асланова к 16 годам лишения свободы по делу о госизмене. Апелляционный суд оставил приговор в силе. В апреле защита Асланова обжаловала приговор в Верховном суде.
Незадолго до ареста Ниямеддина Асланзаде вызывали в полицию по жалобе из аппарата омбудсмена, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" супруга Полада Асланова Гюльмира Асланова.
"Моему деверю сказали, что на него есть жалоба из аппарата омбудсмена. Полтора месяца назад, когда мой муж проводил голодовку, Ниямеддин позвонил в аппарат омбудсмена и выразил возмущение тем, что его братом не интересуются. Ниямеддин страдает нервным заболеванием и от несправедливости по отношению к его брату выражал свой протест в эмоциональной форме. После того, как мне сообщили об этом из аппарата омбудсмена, я извинилась за Ниямеддина. Потом он сам также позвонил и извинился. Когда впоследствии моего мужа посетили из аппарата омбудсмена и рассказали ему об инциденте, он тоже извинился", - рассказала она.
Супруга Полада Асланова в апреле жаловалась омбудсмену, в Международный комитет Красного Креста (МККК) и Пенитенциарную службу на содержание супруга в одной камере с 17 заключенными. 12 июля журналист объявил голодовку в знак протеста против давления на него и поборов в колонии. Сотрудники МККК посетили Асланова 15 июля и предложили помочь с переводом в другое исправительное учреждение, но он отказался, заявив, что давление оказывается по заказу властей, и смена колонии ничего не изменит. В Пенитенциарной службе заявили, что информация о голодовке Асланова и об оказываемом на него давлении не соответствует действительности. 18 июля Полад Асланов прекратил голодовку.
По словам Гюльмиры Аслановой, Ниямеддина Асланзаде вызвали в отделение силовых структур, он пробыл там примерно час и его отпустили. После этого 26 августа он пропал без вести. "Ниямеддин не женат, живет вместе со своей матерью. Она работает уборщицей в нескольких местах. Когда она вернулась вечером домой, Ниямеддина не оказалось в квартире. Мы стали ему звонить, но он не отвечал. Мы не могли установить его местонахождение, звонили на горячую линию "102" МВД. Вчера вечером его матери сказали из полиции, что Ниямеддину дали 15 суток ареста. Сегодня же мне в [отделении полиции] сообщили, что его арестовали на пять суток, но конкретных причин не назвали, и по какой статье Ниямеддина наказали, мне не сказали. Из-за того, что районный суд был закрыт, я не смогла получить текст судебного решения", - заявила она.
Асланова указала на то, что права ее деверя были нарушены, поскольку после задержания ему не позволили позвонить домой и пригласить адвоката по выбору. "Если Ниямеддину действительно дали пять суток, то он уже в понедельник должен выйти из пункта содержания арестованных в административном порядке. Но мы все равно подадим апелляцию, чтобы в перспективе в ЕСПЧ добиться признания нарушения прав моего деверя", - отметила женщина.
Она также сообщила, что ее супруг счел арест Асланзаде давлением на него. "Вчера муж позвонил, и когда он узнал о задержании Ниямеддина, сказал, что это является давлением на него. Полад считает, что это месседж ему. Поладу дают понять, что в следующий раз его брата могут посадить и на более длительный срок, если он не прекратит и в тюремном заключении вести борьбу за свои права, требовать уважения прав других заключенных. Видимо, я женщина, мать малолетнего ребенка, на меня не могут оказывать давление и решили отыграться на Ниямеддине, несмотря на то, что у него серьезные проблемы со здоровьем", - сказала Гюльмира Асланова.
По ее словам, после июльской голодовки давление на ее мужа прекратилось и его самочувствие сейчас нормальное. "Пока Полада оставили в покое. Надеемся, что проблем больше не будет", - отметила супурга активиста.
В отделении полиции Наримановского района отказались от комментариев. Представители пресс-служб МВД и Наримановского районного суда оказались недоступны для комментариев.
Координатор Центра против репрессий и пыток Намизад Сафаров считает, что арест Асланзаде сопровождался грубым нарушением его прав.
"После задержания ему должны были позволить связаться с близкими, сообщить, по какой причине он находится в полиции, что конкретно ему вменяют, предоставить возможность пригласить адвоката по выбору. Кроме того, его близкие должны были быть информированы о времени судебного разбирательства, присутствовать на нем. Форма же задержания Ниямеддина Асланзаде больше похожа на похищение человека. К сожалению, это распространенная практика в Азербайджане, когда дело касается критиков власти и их родственников. Если арест будет обжалован в вышестоящих инстанциях, то это дело имеет перспективы для выигрыша в ЕСПЧ", - сказал Сафаров корреспонденту "Кавказского узла".
Сайты Xeberman.com и Press-az.com имеют "общественно-политическую направленность", рассказала в ноябре 2020 года супруга Асланова Гюльмира, которая также работала у него в редакции. "Мы, как и другие независимые издания, писали о проблемах в области прав человека, политзаключенных, судебных процессах по "Нардаранскому делу", - сказала она. Гюльмира Асланова связала преследование мужа с его профессиональной деятельностью, тогда как Служба госбезопасности обвинила Асланова в тайном сотрудничестве с иностранными спецслужбами за денежное вознаграждение. Сам журналист отверг обвинение в госизмене.
Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа размещаются на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".