ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Судья оставил без реакции заявление оппозиционера Ализамина Салаева о пытках в карцере колонии. Салаева, который из-за пыток объявил голодовку, избивали за отказ участвовать в дискредитации партии Народного фронта Азербайджана, предположил его однопартиец.
Как писал "Кавказский узел", 6 августа суд отказал члену партии Народного фронта Азербайджана Ализамину Салаеву в условно-досрочном освобождении, и защита подала апелляционную жалобу на это решение. 9 сентября Салаева перевели в карцер после того, как он отказался подписать прошение о помиловании. Администрация колонии № 17 объяснила его перевод в изолятор карантином перед заседанием суда. 21 сентября Салаев позвонил сыну из бакинского СИЗО-1, куда его доставили перед заседанием, и сообщил, что в карцере колонии его дважды подвергали пыткам, и в знак протеста он объявил голодовку. По словам Ализамина Салаева, его 10 суток содержали в карцере колонии после того, как он отказался написать заявление о выходе из ПНФА, осуждающее деятельность партии.
Ализамин Салаев 20 апреля 2020 года был признан виновным в клевете и оскорблении и приговорен к двум годам и трем месяцам лишения свободы. Основанием для обвинения стала публикация в соцсетях видео с его критикой в адрес полицейского.
Сегодня в Бакинском апелляционном суде (БАС) под председательством судьи Вагифа Мурсагулова состоялось предварительное заседание по жалобе на отказ в условно-досрочном освобождении Ализамина Салаева, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат осужденного Эльчин Садыгов.
По его словам, в суде Салаев сделал заявление о пытках и голодовке, но судья не отреагировал на заявление. Заседание было предварительным, уточнил адвокат. "Суд принял решение принять дело к рассмотрению. Слушания по существу назначены на 6 октября. Мы будем добиваться условно-досрочного освобождения Салаева. Он уже отбыл более половины срока, ему остается 10 месяцев до завершения срока наказания, и законодательство позволяет смягчение наказания", - отметил Садыгов.
Адвокат добавил, что на следующей неделе намерен встретиться с Салаевым в СИЗО и обсудить с ним "дальнейшие жалобы в связи с пытками".
Заседание суда продолжалось сегодня всего лишь около 10 минут, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" наблюдавший за судебным заседанием член общественной организации "Линия защиты" Зафар Ахмедов.
"Ализамин Салаев рассказал, что его еще 8 сентября заключили в карцер. Это произошло после того, как ему дали какие-то документы на подпись. Ему предложили подписать бумаги, обещая взамен досрочное освобождение из тюрьмы. В противном случае ему пригрозили, что даже по завершению срока он не выйдет, поскольку против него будет заведено новое уголовное дело. В карцере Салаев несколько раз подвергался пыткам, его дважды избивал [высокопоставленный сотрудник] колонии. От него требовали осудить руководство партии и выйти из организации. С первого же дня он в карцере начал голодовку. По словам Салаева, сначала он проводил сухую голодовку, а после того как его этапировали в СИЗО в связи с предстоящим рассмотрением апелляционной жалобы, он стал пить воду. Но от еды он до сих пор отказывается", - рассказал Ахмедов.
По словам правозащитника, Ализамин Салаев выглядел сегодня "очень плохо". "Он сильно похудел. У него уже и в речи появились проблемы", - сказал он. Следы насилия видны не были, но "обычно в тюрьмах бьют по местам, которые скрываются одеждой", добавил Зафар Ахмедов. "Но кожа под глазами Ализамина Салаева была темного цвета. Мы издалека не смогли различить, были ли это следы ударов, или же [лицо] почернело от слабости в результате длительной голодовки", - сказал правозащитник.
Судья не только не отреагировал на жалобу Салаева на пытки, но и не дослушал его, когда тот заговорил о побоях, отметил Ахмедов. "Но судья не дал ему в подробностях рассказать об этом", - пояснил он.
По словам Зафара Ахмедова, "Линия защиты" в связи с делом Салаева обратилась два дня назад в Пенитенциарную службу, аппарат омбудсмена, Минюст и Бакинский офис Международного комитета Красного Креста.
21 сентября Зафар Ахмедов сообщил, что информация о пытках над Ализамином Салаевым поступила в "Линию защиты" из ПНФА. "В связи с этим мы обратились в аппарат омбудсмена, чтобы они вмешались и обеспечили прекращение давления на активиста и объективное рассмотрение его жалобы", - сказал тогда правозащитник.
"Из Пенитенциарной службы ответили, что его не сажали в карцер, а изолировали в связи с предстоящим этапом в СИЗО, поскольку в условиях пандемии порядок теперь таков. В Пенитенциарной службе опровергли, что Салаев проводит голодовку. Честно говоря, другого ответа мы и не ожидали. Из аппарата омбудсмена нам сообщили, что они также получили аналогичный ответ из Пенитенциарной службы. Но сотрудники аппарата омбудсмена обещали взять вопрос Салаева под контроль. От других адресатов мы ответа пока не получили. К сожалению, нашу организацию не пускают на мониторинги в места заключения, чтобы мы могли провести собственное расследование", - рассказал Ахмедов.
Пытки Ализамина Салаева "инициированы политической властью", убежден зампред ПНФА Сеймур Хази. "Я сам пять лет провел в тюрьме и не понаслышке знаю, как это делается. Никогда [высокопоставленный сотрудник] тюрьмы лично не стал бы применять пытки, если ему не поступило указание из администрации президента. Это очередная провокация против ПНФА. Ализамина Салаева хотели заставить осудить курс руководства партии и потом представить это обществу как утрату доверия политике ПНФА даже членами партии. Но он не сломался, и после этого против него стали применять пытки. При первой же возможности он позвонил из СИЗО и сообщил об этом не только своей семье, но и представителю нашей партии, с которым регулярно поддерживает связь. Но мы уже с 9 сентября были в курсе, что его посадили в карцер из-за отказа подписать какие-то бумаги", - рассказал Хази корреспонденту "Кавказского узла".
Однопартийцы Салаева не обращались в госорганы, посчитав это бессмысленным, добавил он. "Госорганы не слышат и не слушают нас. Поэтому мы апеллируем к местной и международной демократической общественности. Наша партия выступила с заявлением и возложила ответственность за то, что случилось Салаевым в колонии и возможные последствия этого на его здоровье и жизнь, на власти Азербайджана. Мы потребовали его освобождения, расследования и наказания тех, кто его пытал", - сказал Сеймур Хази.
Сотрудник колонии № 17 сегодня отказался от комментариев корреспонденту "Кавказского узла" и порекомендовал обратиться в Пенитенциарную службу. Сотрудник отдела общественных связей Пенитенциарной службы сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что их начальник в отпуске, а вместо него они не могут давать комментарии. Он предложил направить запрос на электронную почту, но до конца рабочего дня ответа на запрос корреспондента "Кавказского узла" не поступило.
Представители аппарата омбудсмена оказались недоступными для комментариев. Сотрудник Бакинского апелляционного суда лишь подтвердил корреспонденту "Кавказского узла" информацию о проведении заседания.
Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа собраны "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".