ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Бакинский апелляционный суд не удовлетворил жалобу защиты на отказ в условно-досрочном освобождении активиста Партии народного фронта Азербайджана Ализамина Салаева. Активист заявил в суде, что 29-й день проводит голодовку, требуя наказать сотрудника колонии за пытки.
Как писал "Кавказский узел", 6 августа суд отказал члену ПНФА Ализамину Салаеву в условно-досрочном освобождении (УДО), и защита подала апелляционную жалобу на это решение. 9 сентября Салаева перевели в карцер после того, как он отказался подписать прошение о помиловании. Администрация колонии объяснила его перевод в изолятор карантином перед заседанием суда. 21 сентября Салаев позвонил сыну из бакинского СИЗО-1, куда его доставили перед заседанием, и сообщил, что в карцере колонии его дважды подвергали пыткам, в знак протеста он объявил голодовку. Салаев назвал причиной того, что его 10 суток держали в карцере, отказ написать заявление о выходе из ПНФА, осуждающее деятельность партии. 23 сентября в Бакинском апелляционном суде судья оставил без реакции заявление оппозиционера Ализамина Салаева о пытках.
Ализамин Салаев 20 апреля 2020 года был признан виновным в клевете и оскорблении и приговорен к двум годам и трем месяцам лишения свободы. Основанием для обвинения стала публикация в соцсетях видео с его критикой в адрес полицейского.
Рассмотрение жалобы состоялось сегодня в Бакинском апелляционном суде под председательством судьи Вагифа Мурсагулова, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Эльчин Садыгов.
По его словам, суд оставил жалобу без удовлетворения, основываясь на негативной характеристике руководства колонии. "В заключении, подписанном начальником колонии, было написано, что Салаев с момента поступления в учреждение "был склонен нарушать правила режима", из-за чего "неоднократно подвергался дисциплинарным взысканиям". Руководство колонии сочло, что досрочное освобождение Салаева нецелесообразно", - сказал Садыгов.
Формально эти основания могут послужить причиной для отказа в УДО, признал адвокат. "Однако сам Салаев неоднократно заявлял о предвзятом отношении к нему в колонии. Он не раз прибегал к голодовкам в знак протеста против нарушения его прав. Он и сейчас проводит голодовку. Салаев сказал, что уже 29-й день голодает в знак протеста против его избиения сотрудником колонии. Салаев выглядел вялым и бледным, похудел килограммов на 20. Его едва было слышно. Тем не менее он намерен продолжать голодовку. Однако суд оставил без внимания жалобу Салаева на давление и его доводы, что взыскания в колонии против него были политически мотивированными. Согласно законодательству, окончательное решение за судьями. Однако на практике суды действуют с оглядкой на позицию исправительного учреждения", - отметил адвокат.
По его словам, статья, по которой Салаев признан виновным, не относится к тяжким, и он мог рассчитывать на УДО после того, как отбыл половину срока, или хотя бы на смягчение наказания, и в частности, перевод в колонию-поселение. Суд мог бы учесть, что он уже отбыл две трети срока наказания, подчеркнул Садыгов.
После вынесенного решения апелляционной инстанции защита сможет подать прошение об условно-досрочном освобождении лишь через полгода, когда до конца срока останется только три месяца, отметил адвокат. В связи с жалобами Салаева на пытки защита намерена обратиться в прокуратуру, добавил Эльчин Садыгов.
Решение суда счел предвзятым и глава НПО "Линия защиты" Руфат Сафаров. "По делам политзаключенных администрации колоний дают негативные характеристики, и суды отклоняют обращения", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
В связи с жалобами Салаева на пытки "Линия защиты" обращалась в Международный комитет Красного Креста и к омбудсмену Азербайджана, однако представители этих структур пока не посетили активиста, отметил Сафаров.
"Из аппарата омбудсмена нам сообщили, что они обращались в Пенитенциарную службу, но им поступил ответ, что никакого физического давления к Салаеву не применялось и он не проводит голодовку. Институт омбудсмена, к сожалению, в Азербайджане слабый. Его сотрудники стараются помогать людям, но силовые структуры позволяют себе игнорировать их в принципиальных для них случаях", - указал правозащитник.
Сын активиста ПНФА Огтай Салаев выразил беспокойство за состояние отца. "Я видел отца сегодня в суде. Он килограммов на 20 похудел. Я сначала даже не узнал его. Он выглядел очень слабым, глаза были впалые. Он еле говорил. В последнее время ему не дают возможности даже звонить. Сегодня он рассказал о пытках. Но когда он еще был в колонии, другие заключенные позвонили нам и сообщили, что отца пытают", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Зампред ПНФА Сеймур Хази назвал пытки и решение суда об отказе в УДО "политической местью" оппозиционеру. "Ализамин Салаев несгибаемый человек. Ему предложили освобождение в обмен на отречение от ПНФА. Но он отверг эту грязную сделку. Он проявил принципиальность и теперь ему мстят. Это очень низко", - заявил Хази корреспонденту "Кавказского узла".
В отделе общественных связей Пенитенциарной службы корреспонденту "Кавказского узла" сказали, что в учреждениях этого ведомства никто из заключенных не голодает и никто не подвергается давлению.
Представители аппарата омбудсмена оказались не доступны для комментариев.
В Бакинском представительстве Международного комитета Красного Креста сообщили, что не предоставляют информацию о посещаемых лицах в местах заключения.
Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа собраны "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".