Как писал "Кавказский узел", 15 октября началась Всероссийская перепись населения, которая продлится до 14 ноября. По мнению политолога Дмитрия Орешкина, власти опасаются межнациональных конфликтов и для уточнения данных об этнической принадлежности населения включили в переписные листы вопрос о языке бытового общения. Новшеством переписи стало и упоминание об удаленной работе, которое появилось ради оценки масштабов распространения такого вида занятости, отметил географ Алексей Гуня.
По данным на 28 октября, на Ставрополье участие в переписи приняли более 1,2 миллиона человек, сообщил губернатор края Владимир Владимиров на своей странице в Instagram.
Абазины не записывались черкесами, как предлагали некоторые черкесские активисты, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель Ставропольского абазинского культурного центра "Абаза" Владимир Курчев. «Нас стали называть черкесами во время Кавказской войны в 19 веке. Мы очень близки к ним по обычаям и традициям, но мы отдельный народ», - подчеркнул он.
В июле 2020 года представители черкесских организаций в Кабардино-Балкарии Беслан Хагажей и Аслан Бештоев заявили, что черкесы, проживающие в России, на предстоящей переписи населения должны записаться как единый народ, так как у них общий язык и одна культура. Черкесы разделены территориально, а отсутствие единого названия не позволяет воспринимать их как единый народ, считает филолог Мадина Хакуашева. Активисты считают, что перепись 2021 года даст шанс черкесам, проживающим в России, записаться как единый народ.
По словам Курчева, главной бедой абазинов является то, что они забывают родной язык. «У нас все меньше говорят на нашем языке, все больше по-русски, поскольку наш язык сложный — 72 буквы, 80 звуков», - отметил он.
Ставропольские казаки в основном записались русскими, считает председатель Совета атаманов Ставропольского края (САСК) Виталий Меленяко. «Казаки — это ведь и есть русские», - заметил он. Те же, кто записался казаками, будут писаться просто как «казаки», без уточнений, сказал Меленяко. «Здесь нельзя разделяться — сейчас наша задач сохранить единство, сохранить Россию единой», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
67 573 человека, согласно официальным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года идентифицировали себя как казаки (русские казаки). 24 ноября 2012 года в России была создана "Казачья партия". 24 января 2013 года казаки обратились к президенту с письмом, в котором высказали свои требования о признании их народом. 26 января 2013 года около 700 казаков провели в ростовском парке митинг, требуя признать себя народом. Для переписи населения, намеченной на осень 2021 года, Росстат составил и утвердил список национальностей, содержащий 13 национальностей со словом "казак", сообщил 31 марта со ссылкой на руководителя Ростовстата Марину Самойлову официальный сайт правительства Ростовской области.
Глава общины турок-месхетинцев в крае Яша Мардалиев рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что месхетинская община в крае за время, прошедшее после последней переписи, выросла на шесть-семь процентов. «У нас не очень высокая рождаемость», - пояснил он.
В переписи в 2010 году в Ставропольском крае число людей, записавшихся как «турки» составило 10 тысяч человек, а тех, кто записался как «турки-месхетинцы», было несколько десятков человек, потому что «турки» - это самоназвание, а «месхетинцы» - это добавление, сделанное позже от названия их родины, отметил Мардалиев. Он подчеркнул, что турки-месхетинцы не сталкивались в крае с притеснениями.
Эмиграции турок-месхетинцев небольшая и носит двусторонний характер, отметил Мардалиев. «Бывает, что уезжает семья в Турцию, потом через несколько лет часть возвращается, потом кто-то уезжает повторно. Если говорить о цифрах, то, к примеру, из Курского района (где сконцентрировано наибольшее число турок-месхетинцев в крае) уехало за последние пять лет 30-35 семей» - рассказал он.
Турки-месхетинцы (тур. Ahıska Türkleri) — этнические турки, исторически жившие на территории Месхетии — области на юго-западе Грузии. В настоящее время турки-месхетинцы проживают в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, России, Азербайджане, Украине, Грузии, Турции и США. Турок-месхетинцев называют также "ахыска", "турки-ахыска", "ахалцихские турки", "кавказские турки". В 2004–2005 годы часть турок-месхетинцев, живших в Краснодарском крае, под давлением местных властей выехала в США, отмечается в размещенном на "Кавказском узле" разделе "Справочник" в материале "Турки-месхетинцы".
"Кавказский узел" также писал, что ранее руководитель "Казачьего информационно-аналитического центра" Алексей Зборовский и бывший атаман "Кавказской казачьей линии" Сергей Попов сочли, что в ходе нынешней переписи больше людей запишут себя казаками, чем в 2010 году. За 11 лет община турок-месхетинцев на Кубани практически не увеличилась, сообщил представитель "Ватан Ёлунда". Больше людей, чем ранее, записывают себя в переписных листах как адыги, отметил руководитель "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт.
В Кабардино-Балкарии призыв к представителям близкородственных народов указывать себя в анкетах как черкесов поддержали восемь общественных организаций. Однако против выступила Общественная палата республики, указавшая на многовековую традицию употребления названий "Кабарда" и "кабардинец". В свою очередь, глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков сообщил, что записался на переписи кабардинцем, так как кабардинцами были его предки. Его решение вызвало дискуссию среди пользователей Instagram. Сторонники объединения черкесов отвергли обвинения в политизации переписи.
В Ингушетии аналитики поспорили о завышении численности населения в ходе переписей. Демограф Алексей Ракша считает, что в ходе прошлых переписей власти республики искусственно завышали численность населения республики для получения больших дотаций. О том, что финансирование региона может быть связано с завышением численности населения заявил и правозащитник Тимур Акиев. Иного мнения придерживаются политолог Анжела Матиева и правозащитник Руслан Муцольгов, которые считают, что оснований говорить о приписках нет.