ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Как писал "Кавказский узел", Рамзан Кадыров, комментируя ситуацию с похищением матери юриста "Комитета против пыток"* Абубакара Янгулбаева, причислил к пособникам террористов руководителя этой организации, члена президентского Совета по правам человека Игоря Каляпина и журналистку "Новой газеты" Елену Милашину. Каляпин заявил, что не будет жаловаться на заявление Кадырова, ведь все подобные высказывания главы Чечни остаются безнаказанными. 3 февраля Елена Милашина заявила, что вынуждена временно уехать из России.
1 февраля депутат Госдумы и советник главы Чечни Адам Делимханов опубликовал в Instagram видео, в котором на чеченском языке пригрозил расправой членам семьи Янгулбаевых и наказанием тем, кто сделает перевод этих его слов на русский язык. Свои угрозы он обосновал кровной местью. Обещание "отрезать головы" вместе с объявлением кровной мести – это реальная угроза убийством, отметил юрист "Комитета против пыток"* Абубакар Янгулбаев.
"Комитет против пыток"* направил обращения в Генпрокуратуру и Следственный комитет России с просьбой проверить законность высказываний руководства Чечни. В заявлениях на имя Александра Бастрыкина и Игоря Краснова приводятся цитаты из соцсетей Рамзана Кадырова, Адама Делимханова, Абузайда Висмурадова и чеченских силовиков с переводом на русский язык, в которых высказываются угрозы в адрес семьи Янгулбаевых, журналистки "Новой газеты" Елены Милашиной, члена Совета по правам человека, главы "Комитета против пыток Игоря Каляпина, а также телеканала "Дождь" и "Новой газеты".
Риторика государственных служащих, связанная с запугиванием, призывами к применению насилия к гражданам, привлечению к уголовной ответственности, прекращению деятельности правозащитных организаций и СМИ, недопустима, указано в тексте обращений. "Ранее мы сталкивались с тем, что агрессивные высказывания Кадырова воспринимались как одобрение или призыв к противоправным действиям. Мы всерьез обеспокоены тем, что в России культивируется вседозволенность чеченских властей при молчаливом согласии центральных органов власти", - указано в тексте документов.
16 марта 2016 года около 15 человек напали в Грозном на Игоря Каляпина. Нападавшие сбили правозащитника с ног, метнули в него два десятка яиц, затем обсыпали мукой и облили зеленкой. Правоохранительные органы Чечни не менее восьми раз выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Обозреватель "Новой газеты" Елена Милашина и краснодарский адвокат Марина Дубровина 6 февраля 2020 года также подверглись в грозненской гостинице нападению группы мужчин и женщин. Подробнее о случаях нападений на журналистов и правозащитников в Чечне, а также об угрозах в адрес Елены Милашиной можно прочитать в докладе правозащитной организации Human Rights Watch "Как по минному полю: чеченские власти против несогласных", опубликованном на "Кавказском узле".
"Комитет против пыток"* попросил провести проверку этих заявлений в центральном аппарате Следкома и Генпрокуратуры, так как "объективное и всестороннее рассмотрение обращений" в региональных органах Чечни невозможно "в связи с особенностями региона и особым образом выстроенными взаимоотношениями между главой республики и руководителями иных госорганов регионального уровня".
С заявлением в адрес Генпрокуратуры в связи с высказываниями руководства Чечни обратился сегодня и депутат Заксобрания Петербурга и заместитель председателя партии "Яблоко" Борис Вишневский. Он попросил генпрокурора Игоря Краснова с просьбой проверить заявления главы Чечни Рамзана Кадырова, депутата Госдумы Адама Делимханова и чеченских силовиков в отношении журналистов "Новой газеты" и телеканала "Дождь"**, а также основателя "Комитета против пыток"* Игоря Каляпина, на наличие признаков возбуждения ненависти либо вражды и угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, сообщила сегодня пресс-служба партии "Яблоко".
"Да, мне скажут, что это не имеет смысла. Да, понимаю, что будут заматывать. Да, не питаю иллюзий. И тем не менее, "соблюдайте свои законы!"" - приводятся слова Вишневского в публикации на сайте партии.
"Кавказский узел" также писал, что 2 февраля на митинге в центре Грозного его участники вслед за руководством республики озвучили проклятия в адрес семьи Янгулбаевых. Муфтий Чечни объявил собравшимся, что Янгулбаевы оскорбили чувства верующих. Чеченские чиновники выступили с осуждением семьи Янгулбаевых, а собравшиеся местные жители сожгли портреты членов этой семьи. Они также призвали Путина прекратить работу "Новой газеты", телеканала "Дождь"** и "Комитета против пыток"*. Митинг был нужен Кадырову, чтобы подкрепить свою вражду с Янгулбаевыми "позицией народа" и продемонстрировать Кремлю на фоне критики от правозащитников, что чеченские власти хорошо контролируют ситуацию в республике, сочли опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Супруга федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева Зарема Мусаева 20 января была насильно увезена чеченскими силовиками из квартиры в Нижнем Новгороде в Грозный, после чего Рамзан Кадыров заявил, что Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей". 22 января он обвинил семью Янгулбаевых в организации террористической сети и поддержке терроризма и потребовал задержать и наказать всю семью или уничтожить как пособников террористов. После этих угроз Сайди Янгулбаев и его дочь покинули страну. Сын Мусаевой, юрист Абубакар Янгулбаев, покинул Россию еще в конце 2021 года. Другой сын Мусаевой, Ибрагим Янгулбаев, объявлен в федеральный розыск по уголовному делу об оправдании терроризма. О том, какие обвинения озвучил Кадыров, и что ему ответили Янгулбаевы, и какую роль сыграл оппозиционный Telegram-канал, можно узнать из справки "Кавказского узла" "Как Янгулбаевы стали врагами Кадырова".
Новости о преследовании семьи Янгулбаевых, "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Борьба Кадырова с Янгулбаевыми".
*"Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо – "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.
** издание включено Минюстом России в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.