ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
США выразили разочарование арестом в Азербайджане оппозиционного политика Али Алиева по обвинению в диффамации. Вашингтон призвал власти Азербайджана уважать международные обязательства, в том числе право на свободу выражения.
Как писал "Кавказский узел", председатель оппозиционной "Партии граждан и развития" в Азербайджане Али Алиев предстал перед судом в порядке частного уголовного обвинения в клевете. Два пограничника, полковник Эмиль Джафаров и капитан этой же структуры Рамин Адилов, выжившие при крушении вертолета 30 ноября 2021 года, подали иски в суд против него. Иски были поданы раздельно, и подготовительные заседания по ним состоялись 7 января в Ясамальском районном суде Баку. 13 января на основе иска Джафарова суд приговорил Алиева к пяти месяцам лишения свободы. Политики и правозащитники в Азербайджане осудили приговор Али Алиеву. Они назвали это дело "политическим заказом" и потребовали освободить оппозиционера. Общественный Комитет защиты прав счел арест Алиева атакой на свободу выражения. Евросоюз отреагировал на просьбу Комитета содействовать в прекращении уголовного преследования оппозиционера.
30 ноября 2021 года 14 человек, в том числе 13 пограничников, погибли при падении военного вертолета Ми-17 Госпогранслужбы во время учебного полета на авиаполигоне Гарагейбат в Хызынском районе, еще два офицера получили травмы. Генпрокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело по статье о нарушении правил полета или подготовки к полету. К крушению вертолета привели "грубые ошибки, допущенные пилотами" во время посадки: члены экипажа нарушили правила эксплуатации и не учли направление и скорость ветра, сообщила 20 декабря 2021 года Генпрокуратура Азербайджана. В интервью YouTube-каналу Osmanqızı TV 9 декабря 2021 года Алиев усомнился в правдоподобности того, что двое пограничников выжили, так как "у них на лицах даже не было царапинки".
Вашингтон отреагировал на арест Али Алиева. "Мы разочарованы решением по уголовному делу Али Алиева. Мы призываем правительство Азербайджана уважать свои международные обязательства, включая право на свободу выражения мнений", - сказал представитель Госдепартамента, слова которого приводит сегодня азербайджанское информационное агентство Turan.
Вашингтонский корреспондент Turan Алекс Рауфоглу указал на то, что госдеп отреагировал на преследование Алиева спустя 20 дней, и это говорит о том, что "они хорошо изучали дело, разбирались в причинах наказания политика".
"То есть это не было какой-то спонтанной, поспешной реакцией, неким дежурным заявлением. Таким образом, можно полагать, что дело Алиева вызвало пристальное внимание в США", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" политический обозреватель, аккредитованный в Белом доме и Госдепе США.
Второе, на что обратил внимание журналист, - это "подчеркивание представителем госдепа необходимости уважения Азербайджаном международных обязательств, в частности, свободы выражения".
"В Вашингтоне подчеркивают, что Али Алиев арестован именно за реализацию свободы выражения. В Азербайджане давно не было арестов известных критиков власти по обвинению в диффамации. Аресты проводились формально по другим обвинениям. Сейчас же арест напрямую по обвинению в диффамации, что расценивается как преследование за свободу выражения, демонстративным игнорированием этой демократической ценности. Еще одной причиной реакции США является то, что арестован лидер оппозиционной партии. До сих пор власти избегали арестов руководителей партий. Это для Вашингтона также является тревожным моментом", - продолжил Рауфоглу.
Он также обратил внимание на использование представителем госдепа формулировки "мы разочарованы".
"Американский дипломат использовал не более распространенные формулировки: "мы обеспокоены", "мы озабочены", а "мы разочарованы". Последняя имеет более сильное смысловое значение, выражающее недовольство. Фраза "мы разочарованы" является выражением как бы неоправдания надежд, утраты доверия", - считает журналист.
По его мнению, "как бы власти Азербайджана ни заявляли о недопустимости вмешательства Запада во внутренние дела страны, позицию США и ЕС они вынуждены учитывать".
"Вашингтон и Брюссель являются центрами силы в международных отношениях, и Баку не может игнорировать их. И, несмотря на энергетические и геополитические интересы, Запад будет отстаивать свои ценности, и свобода выражения является одной из приоритетных среди них. Думаю, что Запад не будет оставаться безучастным к практике арестов по диффамационным искам в Азербайджане", - сказал Рауфоглу.
Журналист отметил, что "формально истцом [по делу Алиева] является офицер пограничной службы". "Он служит в силовом ведомстве и находится в зависимом положении от командования. Решение принято судом, который проводился поспешно с нарушением процессуальных норм и не применил альтернативные виды наказания, а назначил почти максимальный срок лишения свободы. Суды Азербайджана пользуются репутацией зависимых от исполнительной власти институтов. Кроме того, есть прецедентные решения ЕСПЧ, которые предписывают не рассматривать диффамационные иски в плоскости уголовного права и не назначать за это наказания в виде лишения свободы", - сказал Рауфоглу, отвечая на вопрос о возможной ответственности власти за арест оппозиционера.
Эксперт в области права медиа, член Платформы гражданского общества Азербайджана Алескер Мамедли также считает, что арест Алиева является нарушением свободы выражения.
"Очевидно, что Али Алиев не хотел оклеветать военных. Он даже не называл их поименно. Алиев лишь хотел подчеркнуть необходимость расследования деталей инцидента и представления общественности обстоятельной информации", - сказал Мамедли корреспонденту "Кавказского узла".
На его взгляд, арест Алиева является нарушением статьи 10 Европейской конвенции о правах человека, защищающей свободу выражения мнений, и "продолжение этой практики может привести к введению в стране табу на определенные темы, цензуре и самоцензуре".
"Это опасный прецедент. Отныне все политические предположения, идущие вразрез с официальной пропагандой, могут считаться наказуемыми. Алиев высказал свое мнение и говорил это не с намерением кого-либо заведомо оклеветать. На самом деле задача политиков как раз в том, чтобы открывать общественные дебаты по любым вопросам, волнующим граждан. Если политиков лишат таких прав, они не смогут делать то, что они считают правильным", - отметил Мамедли.
Однако депутат от правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде отвергает политические мотивы в преследовании Алиева. "Он арестован не как председатель партии, а как гражданин Азербайджана Али Алиев. Против него подал иск другой гражданин, и между ними шел состязательный судебный процесс в правовой плоскости", - цитирует Мирзазаде азербайджанская служба BBC.
Он считает, что уцелевшие в крушении вертолета военные обратились в суд за защитой чести и достоинства. "В суде это было подтверждено, и Алиев был арестован по соответствующей статье УК", - отметил Мирзазаде.
Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов". Кроме того, в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".