15:16 / 09.02.2022Юристы встретили критикой отказ расследовать похищение Мусаевой

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Следователи в Нижнем Новгороде переадресовали в прокуратуру Чечни заявление о похищении Заремы Мусаевой, чтобы не брать на себя выяснение причастности чеченских силовиков к похищению, предположила юрист Надежда Ермолаева. Решение следствия будет обжаловано, пообещали в "Комитете против пыток"*.

Как писал "Кавказский узел", 31 января стало известно об уголовном деле Заремы Мусаевой, которая, по версии силовиков, поцарапала лицо полицейскому, когда ее доставили в отделение полиции. 1 февраля суд арестовал ее до 1 апреля. Руководитель президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев обратился к главе СКР России Александру Бастрыкину с предложением забрать у чеченских следователей дело Мусаевой, так как оно связано с конфликтом между чеченскими властями и семьей Янгулбаевых. 4 февраля адвокатам удалось посетить Зарему Мусаеву в СИЗО, а 8 февраля стало известно, что защита обжаловала ее арест и начала изучать материалы дела.

Зарема Мусаева, супруга федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева, 20 января была насильно увезена чеченскими силовиками из квартиры в Нижнем Новгороде в Грозный. Рамзан Кадыров заявил, что Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей", а 22 января обвинил эту семью в организации террористической сети и поддержке терроризма и потребовал задержать и наказать всю семью или уничтожить как пособников террористов. Из-за этих угроз Сайди Янгулбаев и его дочь покинули страну. Сын Мусаевой, юрист Абубакар Янгулбаев, покинул Россию еще в конце 2021 года, его брат Ибрагим Янгулбаев объявлен в федеральный розыск по уголовному делу об оправдании терроризма. Подробности о конфликте Кадырова с Янгулбаевыми собраны "Кавказским узлом" в справках "Как Янгулбаевы стали врагами Кадырова" и "Главное о борьбе кадыровцев с Янгулбаевыми".

"Комитет против пыток"* намерен обжаловать решение следователей о передаче из Нижнего Новгорода в Грозный заявления о похищении Мусаевой, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь "Комитета против пыток"* Наталья Курекина.

В ответе и.о. руководителя контрольно-следственного отдела этого ведомства, который правозащитники получили 5 февраля, сообщение руководителя "Комитета против пыток"* Сергея Бабинца о похищении человека названо "обращением гражданина". Представитель СКР сообщил, что заявление направлено в прокуратуру Чечни согласно закону "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". В мотивировке решения указано, что "обжалуются процессуальные действия при расследовании уголовного дела, находящегося в производстве СУ УМВД России по городу Грозный".

Ответ следствия, принявшего к рассмотрению сообщение о похищении человека как "обращение гражданина", является характерным для следственных органов, сказал сегодня корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Бабинец. "Это [сообщение о похищении и обращение гражданина] разные вещи. Но Следственный комитет так всегда делает, чтобы не расследовать", сказал он.

Заявление о преступлении подается по месту его совершения, в случае Заремы Мусаевой - в Нижнем Новгороде, сказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Надежда Ермолаева. "Если составом преступления является похищение, то по месту совершения оно было в Нижнем Новгороде", пояснила она.

Обоснование решения перенаправить заявление в Чечню юрист охарактеризовала как "отписку". "Таких отписок в моей практике были тысячи. И это свидетельствует об отсутствии у следственных органов желания расследовать эпизод, где состав преступления лежит на поверхности. Это делается для того, чтобы время ушло, а в этом случае время это самое ценное для эффективного расследования. Потраченный месяц будет говорить о том, что расследование будет неэффективным, потому что телесные повреждения заживут, свидетели забудут, камеры наблюдения уже циклично перезапишут файлы", сказала юрист.

Она предположила, что следователи не хотят установить, кто из силовиков причастен к похищению Мусаевой. "Мое мнение, основанное на опыте работы с аналогичными делами, когда преступления совершаются очевидно недобросовестными сотрудниками силовых органов, и у должностных лиц нет желания расследовать: первое, что делается это затягивается время. Вот таким способом, пересылкой сообщения из одного субъекта [Российской Федерации] в другой, отписками, другими непонятными действиями, которые не укладываются в логику расследования, чтобы затянуть действия, и расследование никогда бы не смогло привести к установлению причастных к этому деянию лиц и привлечению их к ответственности", сказала Надежда Ермолаева.

В свою очередь адвокат Наталья Добронравова, представляющая интересы Заремы Мусаевой, воздержалась от оценки законности переадресации заявления Сергея Бабинца в Грозный по ответу СКР. "Оценивать сейчас законность я не могу, поскольку есть понятие начала совершения преступления [Нижний Новгород] и окончание его совершения [Грозный]", сказала Добронравова корреспонденту "Кавказского узла".

Комментируя сообщение своей доверительницы о том, что при рассмотрении материалов по административному делу она потеряла сознание в зале суда, и материалы были рассмотрены без ее участия, адвокат заявила, что видит в этом нарушение международной Конвенции о защите прав человека.

"Со слов моей доверительницы, все было именно так. У любого адвоката есть понятие презумпции истинности сообщаемых доверителем сведений, и если я доверяю этим сведениям, то это (рассмотрение материалов, пока человек без сознания) незаконно, это грубейшее нарушение статьи 6 Конвенции о защите прав, основных свобод человека и гражданина, которая так и называется "Беспристрастный суд". Единственная сложность здесь доказать, что это было именно так. Никаких видеозаписей из зала суда нам никто не предоставит. Но мы будем делать все, чтобы это доказать", сказала адвокат Мусаевой.

Она уточнила, что КоАП "ставит судью в положение обвинения". "Там не присутствует прокурор, может не присутствовать защитник, и суд берет на себя несвойственную ему функцию обвинения... КоАП это ужасный кодекс, который дает волю судье, он делает все, что хочет. Не каждый человек, оказавшийся в роли лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, знает, что все ходатайства заявляются только в письменной форме. Протокол судебного заседания не ведется, он будет вестись, только если будет заявлено письменное ходатайство", рассказала Наталья Добронравова.

21 января власти Чечни сообщили, что Зарема Мусаева привлечена к административной ответственности за мелкое хулиганство оскорбление и нападение на полицейского и арестована на 15 суток. Материал об административном правонарушении Верховный суд Чечни вернул в районный суд, не рассмотрев жалобы защиты, рассказала 8 февраля пресс-секретарь "Комитета против пыток"*.

Постановление о привлечении Мусаевой к административной ответственности ничем не мотивировано, а материал "абсолютно некорректен", заявила адвокат. "Могу сказать одно, если бы это было здесь, на территории Нижнего Новгорода, ни один судья бы этот материал не принял, а вернул бы в орган, который это рассматривал. Определение [ВС Чечни по административному делу] будем обжаловать в кратчайшие сроки, и будем обжаловать само постановление, поскольку оно вступило в законную силу. Более того, на это постановление еще не дошла моя жалоба в интересах Мусаевой, я отправляла ее 27 января первым классом, на 7 февраля она находилась еще в Москве, в сортировочном пункте", сообщила адвокат.

Она уточнила, что ее доверительница жаловалась на нездоровье. "[7 февраля] у нас не хотели принимать ордера в СУ СКР по Чечне. Пришлось ехать в прокуратуру, добиваться встречи, прокурор решил нашу проблему, на другой день утром мы увидели следователя [...], который очень неохотно, но все сделал. У Заремы я была вчера, ей очень плохо, но она борется, верит в справедливость, и что мы ее вытащим, это самое главное. Она отрицает совершение каких-либо правонарушений. Стоит отдать должное и сотрудникам СИЗО № 1 Грозного, очень ей помогают и хорошее к ней отношение", сказала Наталья Добронравова.

Новости о преследовании семьи Янгулбаевых "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Борьба Кадырова с Янгулбаевыми".

* "Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо – "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.

Автор:Алихан Мамсуров
10.02.2022 в 22:56jayson_morar
а когда менты отличались храбростью? 
11.02.2022 в 14:57Игорь Сажин
Бывет, попадаются среди них те, кто встают против сильных, а так да, к сожалению, они ведут войну только со слабыми... Увы, увы, увы... 
09.02.2022 в 21:52Игорь Сажин
Нижегородская полиция испугалась и даже не побоялись публично признаться, что они струсили? Это какое же давление сейчас идет на полицию Нижнего Новгорода со стороны федералов, что они готовы даже что бы люди считали их трусами? 
11.02.2022 в 18:30Vladimir Petrov
  Кто, герой по жизни, во всех ситуациях, тот долго в полиции не прослужит без очень волосатой лапы наверху. В полиции требуется выполнять приказы, а не быть Робин Гудом...
10.02.2022 в 22:57jayson_morar
кстати, насколько юридически грамотно называть здесь "похищение". помнится даже каляпин говорил, что в юр смысле никакого похищения не было.  

к тому же, будь это похищением, ведь ее мужа бы тоже могли похитить, не?