ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Верховный суд Чечни планирует рассмотреть сегодня жалобу защиты на арест заподозренной в нападении на силовиков Заремы Мусаевой, сообщили в "Комитете против пыток"*.
Как писал "Кавказский узел", 31 января стало известно об уголовном деле Заремы Мусаевой, которая, по версии силовиков, поцарапала лицо полицейскому, когда ее доставили в отделение полиции. Суд арестовал ее до 1 апреля. Руководитель президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев обратился к главе СКР России Александру Бастрыкину с предложением забрать у чеченских следователей дело Мусаевой, так как оно связано с конфликтом между чеченскими властями и семьей Янгулбаевых. 4 февраля адвокатам удалось посетить Зарему Мусаеву в СИЗО, а 8 февраля стало известно, что защита обжаловала ее арест и начала изучать материалы дела.
Зарема Мусаева, супруга федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева, 20 января была насильно увезена чеченскими силовиками из квартиры в Нижнем Новгороде в Грозный. Рамзан Кадыров заявил, что Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей", а 22 января обвинил эту семью в организации террористической сети и поддержке терроризма и потребовал задержать и наказать всю семью или уничтожить как пособников террористов. Из-за этих угроз Сайди Янгулбаев и его дочь покинули страну. Сын Мусаевой, юрист Абубакар Янгулбаев, покинул Россию еще в конце 2021 года, его брат Ибрагим Янгулбаев объявлен в федеральный розыск по уголовному делу об оправдании терроризма. Подробности о конфликте Кадырова с Янгулбаевыми собраны "Кавказским узлом" в справках "Как Янгулбаевы стали врагами Кадырова" и "Главное о борьбе кадыровцев с Янгулбаевыми".
В Верховном суде Чечни сегодня на 11.00 мск назначено рассмотрение жалобы на решение суда Старопромысловского райсуда Грозного заключении Мусаевой под стражу, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь "Комитета против пыток"* Наталья Курекина.
"[Подано] заявление в Ленинский районный суд о прекращении административного ареста Мусаевой в связи с заболеванием. [До настоящего момента] оно не рассмотрено", - сказала она.
Кроме того, были поданы жалобы в Верховный суд Чечни на постановление суда о привлечении Мусаевой к административной ответственности, сказала Курекина. По ее словам, жалобу одного из адвокатов Верховный суд Чечни "вернул без рассмотрения по надуманному основанию из-за того, что адвокат не участвовал при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела судом первой инстанции", судьба жалоб остальных адвокатов не известна, сказала пресс-секретарь.
Жалоба на меру пресечения, рассмотрение которой планируется сегодня, была подана защитой в Верховный суд Чечни 3 февраля, пояснила она. В суде интересы Мусаевой будут представлять адвокаты Аркадий Шиндяпин и Александр Немов, сказала Курекина.
«В ближайшее время планируется подача жалобы на постановление об административном правонарушении в вышестоящую инстанцию. Будет также выясняться судьба не рассмотренных Верховным судом Чечни жалоб, в зависимости от результатов будут планироваться действия юристов», - отметила она.
По делу о мошенничестве, которое стало поводом для принудительного привода Мусаевой и где она проходит в качестве свидетеля, следственные действия не проводятся, сказала Курекина. «(По делу) не происходит ничего после того, как ее допросили в качестве свидетеля 21 января», - заключила она.
Рассмотрение жалобы на решение Старопромысловского райсуда Грозного об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, поступившей 7 февраля, назначено сегодня на 11.00 мск, следует из карточки дела на сайте Верховного суда Чечни. Фамилия фигуранта уголовного дела скрыта, однако указано, что в отношении него расследуется дело по части 2 статьи 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти, опасного его для жизни или здоровья).
"Кавказский узел" также писал, что следователи в Нижнем Новгороде переадресовали в прокуратуру Чечни заявление о похищении Заремы Мусаевой, чтобы не брать на себя выяснение причастности чеченских силовиков к похищению, предположила юрист Надежда Ермолаева. Решение следствия будет обжаловано, пообещали в "Комитете против пыток"*.
Новости о преследовании семьи Янгулбаевых "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Борьба Кадырова с Янгулбаевыми".
* "Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо – "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.