ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Рост числа небоевых потерь в воинских частях говорит о системных проблемах в армянской армии, при этом власти отказываются привлекать гражданское общество к защите прав военнослужащих и решению проблем, заявили участники дискуссии в Ереване.
Как писал "Кавказский узел", 13 декабря во время дискуссии в клубе общественной журналистики "Медиа-центр" в Ереване правозащитники заявили, что власти Армении не хотят нести ответственность за ухудшение ситуации с небоевыми потерями в воинских частях и скрывают их. По их мнению, решить проблему могло бы сотрудничество армейского руководства и гражданского сообщества.
11 декабря в воинской части на юге Армении погиб один солдат и двое получили ранения в результате стрельбы, подозреваемый задержан. В сентябре армянский военный был заподозрен в убийстве одного и ранении другого сослуживца. Стрельба произошла во время дежурства на боевом посту.
В 2021 году подразделения Главного военного следственного управления расследовали 8 369 уголовных дел, сообщил Следком Армении. По сравнению с 2020 годом число уголовных дел выросло на 56,4 процента, или на 3 018. Фигурантами дел, следствие по которые завершено, стали 394 человек, из них 199 – солдаты срочной службы, говорится сообщении на сайте ведомства от 31 января, которое перевел корреспондент "Кавказского узла".
Обсуждение увеличения числа военных преступлений, а также ситуации с дисциплиной в армии, состоялось в ереванском клубе общественной журналистики «Медиа Центр» 10 февраля, передал корреспондент «Кавказского узла».
Следствие в своей статистике не указало, сколько из более восьми тысяч дел закончились приговорами, сказала глава Хельсинкской ассоциации Армении, правозащитница Нина Карапетянц. «Тот факт, что половина фигурантов - солдаты срочной службы, свидетельствует о том, что ответственность и вину сваливают на 18-летних парней. Это, прежде всего, аморально и непрофессионально, что говорит о системных проблемах в армии. Власти заявляют о реформах, но ничего не меняется, нет каких-либо подвижек по делам о гибели солдат в мирное время. Власти не стремятся к реформам в армии, все ограничивается техническими вопросами», - заявила она в ходе дискуссии.
Власти игнорируют гражданское общество в вопросе содействия армейским реформам, отметила правозащитница. «Власть [...] не хочет осознать, что реальная реформа – это огромная работа и ответственность», - подчеркнула Карапетянц.
Государство ответственно за безопасность солдат, в том числе в вопросах организации службы, подготовки, дисциплины и оказания медпомощи, и невыполнение этих обязательств становится поводом возбуждения уголовных дел, отметил глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.
Ответственность за организацию службы лежит на начальнике Генштаба, уверен он. «Но начальник Генштаба армянской армии является фигурантом уголовного дела [...] очень важно на время следствия приостановить его полномочия», - заявил он.
Начальник Генштаба ВС Армении Артак Давтян в январе было обвинен в злоупотреблении властью, повлекшем за собой тяжкие материальные последствия. Он проходит по делу о хищении около 4,7 миллиона долларов при поставках вооружения вместе с бывшим главой Минобороны Давидом Тонояном, который был задержан и арестован в сентябре 2021 года. Вместе с ним по этому делу задержали руководителя компании-поставщика Давида Галстяна. В январе дело Тоноян было передано в суд. Во время заседания суда над Тонояном активисты устроили акцию протеста и потребовали справедливого судебного разбирательства. Заседание прошло в закрытом режиме, несмотря на ходатайство защиты.
Сакунц также раскритиковал власти за отсутствие содержательной реформы в армии. «То, что 75 процентов смертей не связаны с нарушением режима перемирия, говорит о том, что государство безответственно относится к своим солдатам. В таких условиях говорить о реформах не приходится. Без решения проблем небоевых потерь в результате суицида или ДТП, в частности, нет уверенности, что реформа будет содержательная, что отношение к службе изменится», - уверен правозащитник.
Власти не желают привлекать гражданское общество к решению проблем с правами человека в армии, отметил он. «Каждое уголовное дело выявляет серьезную системную проблему, решить ее и дать ей правовую оценку в рамках уголовного дела нельзя. Правозащитники лишены возможности вносить предложения для улучшения ситуации. Это говорит о неуважении к правам солдата. Власти замалчивают причины проблем в армии, а тех, кто их озвучивает, заставляют замолчать, чем содействует росту уголовных дел», - считает Сакунц.
Отношение к простому солдату плохое, а его права не соблюдаются, уверена глава общественной организации «Журналисты во имя прав человека», правозащитница Жанна Алексанян. «У нас есть дело о смерти солдат, которые погибли во время войны в результате удара беспилотника. Есть свидетели, которые утверждают, что солдаты погибли из-за неверного приказа командира [...] После офицера арестовали, но через два месяца освободили. Более того, его повысили в звании и наградили. Делают все, чтобы он избежал ответственности. Это все говорит о том, что жизнь солдата не ценится», - заявила она в ходе дискуссии.
В декабре 2020 года был арестован замкомандира одной из воинских частей. Следователи подозревают его в том, что во время боевых действий в Нагорном Карабахе он дал приказ, приведший к гибели 18 военнослужащих, еще один получил ранения. По версии следствия, отец одного из солдат отправился на передовую в Нагорный Карабах и стал очевидцем того, как 9 октября замкомандира воинской части отдал приказ вышедшим из машины военным сесть в нее и продолжить движение несмотря на то, что был слышен звук приближающегося ударного беспилотника. Через несколько минут машина попала под обстрел летательного аппарата, а находившиеся в ней солдаты погибли. Позднее отец военного написал жалобу в прокуратуру.
«Власти избегают диалога с гражданским обществом, которое привлекает внимание к проблеме в армии. Были ожидания, что после войны они начнут исправлять ошибки, но все осталось без изменений», - сказала Алексанян.