ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
По делу Заремы Мусаевой в Европейский суд по правам человека подана жалоба с указанием на нарушения не менее шести статей Конвенции о защите прав и основных свобод, включая угрозу жизни и запрещение пыток. После задержания состояние здоровья Мусаевой значительно ухудшилось, заявили в "Комитете против пыток"*.
Как информировал "Кавказский узел", страдающая диабетом Зарема Мусаева была помещена под административный арест по делу о мелком хулиганстве, а с 1 февраля арестована до 1 апреля по обвинению в нападении на силовика. В суд и СИЗО ей несколько раз вызывали "скорую". Верховный суд Чечни 10 февраля рассмотрел жалобу защиты на арест Заремы Мусаевой и просьбу перевести ее под домашний арест в связи с состоянием здоровья, однако отказал в этом, несмотря на то, что в ночь перед заседанием женщине вновь вызывали "скорую". "Я тихо умираю", - сказала, выступая в суде, сама Мусаева.
У Заремы Мусаевой сахарный диабет со множественными осложнениями, и колонии, спецприемники и СИЗО не могут содержать людей с этим заболеванием, указал 11 февраля сын Мусаевой, юрист Абубакар Янгулбаев. ЕСПЧ в соответствии с правилом 39 регламента суда 14 февраля обязал правительство России каждые две недели представлять документальную информацию о состоянии здоровья Мусаевой и об оказании ей медицинской помощи, перечне назначений, лекарств и проведенных осмотров.
По делу Мусаевой в ЕСПЧ сначала была подана краткая жалоба, а затем в суд была передана полная жалоба, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в "Комитете против пыток"*, который защищает права Мусаевой.
"Вначале была составлена краткая жалоба, поскольку мы обоснованно полагали, что ее жизнь находится в опасности: во-первых, она была в руках чеченских силовиков, от которых далеко не все возвращаются живыми, и, второе, она была лишена доступа к лекарствам от диабета, которые должна была обязательно принимать раз в сутки. ЕСПЧ применил «Правило 39» и обязал РФ раз в две недели предоставлять отчет о состоянии здоровья Мусаевой. Полная жалоба была составлена 18 февраля и передана в ЕСПЧ. Теперь жалоба будет идти по двум маршрутам: по «Правилу 39» каждые две недели предоставляется отчет, а мы смотрим и говорим, соответствует он ситуации или нет, а «большая» жалоба рассматривается по правилам ЕСПЧ, и уже суд в какой-то момент коммуницирует ее, рассмотрит и т.д.», - рассказала руководитель пресс-службы "Комитета против пыток"* Наталья Курекина.
По ее словам, юристы в жалобе указали на нарушение не менее шести статей Конвенции о защите прав и основных свобод.
«Прежде всего, это статья 2 - «Угроза жизни» - в том, как ее [Мусаеву] похищали была прямая угроза жизни. Затем статья 3 «Запрещение пыток», поскольку то, как ее вели после задержания в Нижнем Новгороде босой по снегу, практически тянет
на пытки, статья 5 «Право на свободу и личную неприкосновенность» - она была задержана для принудительного привода за четверо суток до формального допроса и сейчас принудительно удерживается в Чечне по сфабрикованным основаниям. Статья 6 «Право на справедливое судебное разбирательство», статья 8 «Незаконное вмешательство в частную жизнь», поскольку силовики незаконно ворвались в ее квартиру, и статья 13 «Право на эффективное средство правовой защиты», - сказала она.
Здоровье Мусаевой после задержания очень сильно ухудшилось, подчеркнула Курекина. «Она страдает диабетом, последние два года она проходит экспериментальное лечение в Нижнем Новгороде, и ей нужно ежедневно принимать лекарства с коррекцией врача. Сейчас же, когда ее везли, ей вообще не давали лекарств. Теперь ей делают некую инсулиновую терапию, но это явно не то, что ей делали раньше, поскольку у ее лечащего врача не запросили никаких выписок», - отметила она.
По словам Курекиной, расследование уголовного дела в отношении Мусаевой, в рамках которого ей избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, продолжается. "Провели ее допрос, допрос... [силовика], который был признан пострадавшим, и экспертизу, когда эксперт заявил, что... [силовик] пострадал от ее действий, хотя, судя по имеющейся видеозаписи, она была в таком состоянии, что не могла даже рукой двинуть", - отметила руководитель пресс-службы
"Комитета против пыток"*.
Сообщений относительно этих деталей расследования уголовного дела в отношении Мусаевой на сайте Следственного управления Следственного комитета России по Чечне по данным на 06.15 мск 3 марта не было.
Напомним, Зарема Мусаева является супругой федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева. 20 января она была насильно увезена чеченскими силовиками из квартиры в Нижнем Новгороде в Грозный, после чего глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей". 22 января Кадыров обвинил семью Янгулбаевых в организации террористической сети и поддержке терроризма и потребовал задержать и наказать всю семью или уничтожить как пособников террористов. Из-за этих угроз Сайди Янгулбаев и его дочь покинули страну. Абубакар Янгулбаев покинул Россию еще в конце 2021 года, а другой сын Мусаевой, Ибрагим Янгулбаев, объявлен в федеральный розыск по уголовному делу об оправдании терроризма.
Подробности о конфликте Кадырова с Янгулбаевыми можно прочитать в справочным материалах "Кавказского узла" "Как Янгулбаевы стали врагами Кадырова" и "Главное о борьбе кадыровцев с Янгулбаевыми".
Новости о преследовании семьи Янгулбаевых собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Борьба Кадырова с Янгулбаевыми".
* "Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо – "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.