04:30 / 01.06.2022Действия Гаглоева указывают на его попытку отменить референдум об интеграции с Россией*

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Президент Южной Осетии Алан Гаглоев не планирует проводить референдум, но не может заявить это открыто, поэтому ссылается на неточные формулировки, полагает журналист Руслан Тотров. В обществе есть мнение, что Гаглоев мстит своему предшественнику Анатолию Бибилову, отметил блогер Алан Парастаев. При подготовке референдума допущены нарушения, но нужно дождаться итогов консультаций с Россией, заявил юрист Олег Гаглоев.

Как сообщал "Кавказский узел", 13 мая президент Южной Осетии подписал указ о проведении референдума по вопросу о присоединении республики к России. 24 мая пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва не предпринимает каких-либо шагов по присоединению Южной Осетии к России, а сама постановка вопроса, вынесенного на референдум о присоединении республики, требует доработки с юридической точки зрения. Кремль дал властям Южной Осетии понять, что инициативу о проведении референдума следует отменить, отметили аналитики. 29 мая глава Южной Осетии Алан Гаглоев заявил, что формулировка референдума об объединении вызывает вопросы, также необходимо провести соответствующие консультации с российской стороной. 30 мая Гаглоев приостановил действие указа о назначении референдума до завершения консультаций с российской стороной.

Анатолий Бибилов объявил о намерении провести референдум о вхождении в состав России 30 марта, а на следующий день заявил о необходимости объединения с Северной Осетией. Инициатива о присоединении к России озвучена перед выборами, так как уже помогла Бибилову получить победу на выборах 2017 года, указали ранее опрошенные "Кавказским узлом" журналисты и блогеры из Южной и Северной Осетии. По российскому законодательству, для приема Южной Осетии в состав России необходимо проведение референдума, так как референдум 1992 года не был проведен в независимом государстве, разъяснили юристы. Объединение с Северной Осетией возможно уже после вступления в состав России, говорится в справке "Кавказского узла" "Южная Осетия: условия вступления в Россию".

Президент Алан Гаглоев хочет свести на нет идею с референдумом, полагает политический редактор интернет-СМИ "ОсНова" Руслан Тотров. "Президент Гаглоев сейчас разгребает «авгиевы конюшни» и тяжелое наследие, оставшееся от его предшественника Бибилова. Референдум, о котором громогласно последний объявил, это, конечно же, серьезная «свинья», подложенная Алану Гаглоеву. Потому что, во-первых, он абсолютно не нужен с юридической точки зрения. Во-вторых, неслыханно затратен для бедной Южной Осетии - мы говорим о сумме порядка 50 млн рублей. В-третьих, это палка, которая серьезно разворошила пчел в улье, потому как с РФ, как главным стратегическим партнером, никто и не думал совещаться. Бибилов нахрапом хотел взять. Алан Гаглоев, безусловно, должен соблюдать политес. Он не может себе позволить совершено зубодробительную риторику нагара, он вынужден коммуницировать в рамках, подобающих первому лицу государства. Именно поэтому Гаглоев находит достаточно расплывчатые (безо всякой негативной коннотации) формулировки, пытается сгладить углы и нивелировать негативное влияние бибиловской аферы с референдумом. Потому слова Гаглоева о том, что надо продолжать консультации, нужно расценивать как дипломатическую попытку погасить и свести на нет саму идею нового референдума. Мне представляется это так", - сказал он 31 мая корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Тотрова, Гаглоев начал свой президентский срок с работы над ошибками Бибилова. "Говорить о том, что Гаглоев занимается исключительно дискредитацией фигуры Бибилова и аппаратной борьбой, нельзя - это очень поверхностно и несправедливо. Во-первых, дискредитировать Анатолия Бибилова больше, чем он дискредитировал самого себя, невозможно <...> Президент Гаглоев не бьется сейчас с Бибиловым. Это не борьба ради борьбы. Новый президент, как мне кажется, понимает, что сейчас все взоры обращены на него. Есть надежда, есть определенный видимый кредит доверия со стороны населения, поэтому президент и его команда избрали достаточно верный метод. Это очень жесткий аудит и оценка хозяйственной и политической деятельности Бибилова и его режима, серьезная правовая оценка этого и, конечно же, с большой долей вероятности, инициирование многостороннего и многоступенчатого расследования <...> в отношении Бибилова. Все, что делает сейчас Гаглоев, это убирает с дороги мусор, намеренно оставленный вашим президентом", - отметил он.

Комментируя слова Гаглоева о том, что формулировка референдума вызывает вопросы, активист из Южной Осетии, блогер "Кавказского узла" Алан Парастаев сказал, что вопрос формулировки не так принципиален, тут важно знать, войдет Южная Осетия в состав России или нет.

"Сейчас трудно утверждать - это реакция Гаглоева на слова Пескова или это в принципе его позиция и мнение. Он говорит, что проблема в том, что не так сформулирована идея. Мне кажется, это просто повод отложить референдум. Потому что, как он сам опять-таки признается, если он отменит референдум, то в народе или в парламенте его могут обвинить, что он идет против своего народа. А отложить, потому что там не та формулировка - это хороший повод. Потому что на самом деле мне кажется, что дело не в формулировках. Идея не зависит от формулировок. Войти или не войти в Россию - вот основой вопрос. А вот в качестве чего: субъекта или части Северной Осетии - это можно решать уже потом. Принципиально референдум отвечает на вопрос: входить или не входить в состав России", - заявил Парастаев.

По его мнению, Гаглоев в некоторой степени стал заложником своей же риторики обвинения Бибилова, поэтому теперь его действия многие расценивают как месть. "Гаглоев в какой-то мере стал жертвой своей же тактики, которую выбрал - критика в адрес Бибилова во время его предвыборных дебатов. Сейчас есть мнение, что он мстит или делает это ради дискредитации Бибилова", - добавил Парастаев.

Юрист Олег Гаглоев отметил, что в ходе подготовки к референдуму были допущены нарушения. "Для начала хотелось бы уточнить, что указом нового президента референдум не отменен, а всего лишь произошла приостановка процесса подготовки на время проведения консультаций. Что касается отмены референдума, то она возможно только в связи с нарушением процедурных аспектов. Я как-то уже писал об этом у себя в телеграм-канале - все вопросы по референдуму принимались в очень большой спешке. Уже видны те просчеты, которые впопыхах были допущены. Например, из того, что лежит на поверхности: решение Верховного суда по референдуму подлежит, в соответствии с законом, немедленной публикации ещё до подписания самого указа. У нас же публикация произошла почему-то спустя почти неделю. Это, конечно, технический, процедурный момент, но прописанный детально в законе. Но самый главный вопрос, который смущает - это правовая неопределенность последствий самого референдума. Вопрос, выносимый на референдум, говорит об объединении, а не о присоединении - это всё-таки разные вещи с точки зрения правовых последствий. На этот момент должна была обратить внимание сама ЦИК ещё на этапе регистрации инициативной группы. Дело в том, что в соответствии с законом Верховный суд даёт заключение на предмет соответствия Конституции, а вот на предмет соответствия законам вопрос референдума рассматривает сама комиссия (ЦИК). Сугубо мое мнение - в вопросе корректности вопроса референдума произошел недосмотр или ошибка. Поэтому, на мой взгляд, решение ЦИК о регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть оспорено в судебном порядке. Соответственно, это может повлечь и ничтожность дальнейших проведенных этапов. Но пока, я думаю, надо дождаться итогов планируемых консультаций - вполне допускаю, что референдум может состояться и с вопросом, поставленным таким образом", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Грузия считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями после того, как 8 августа 2008 года Россия вмешалась в вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Парламент Грузии проголосовал за разрыв дипломатических отношений с Россией, указано в справке "Кавказского узла" о "Пятидневной войне" 2008 года, где также собраны подробности вооруженного конфликта.

Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* Заголовок изменен в 12.57 мск 02.06.2022.

** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.

Автор:Мария Абайти