ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Для объединения с Северной Осетией Южная Осетия вначале должна получить статус субъекта федерации, лишь после этого возможно проведение референдума в двух регионах об объединении двух Осетий, указали опрошенные "Кавказским узлом" юристы.
Как писал "Кавказский узел", 13 мая президент Южной Осетии Анатолий Бибилов подписал указ о проведении референдума по вопросу о присоединении республики к России. 24 мая пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва не предпринимает каких-либо шагов по присоединению Южной Осетии к России, а сама постановка вопроса, вынесенного на референдум о присоединении республики, требует доработки с юридической точки зрения. 29 мая новый глава Южной Осетии Алан Гаглоев заявил, что формулировка референдума об объединении вызывает вопросы, а на следующий день приостановил действие указа о назначении референдума до завершения консультаций с российской стороной. 21 июня Гаглоев заявил, что Бибилов принял решение о проведении референдума без консультаций с Россией. Теперь, по его словам, после корректировки формулировки о проведении референдума вопрос вновь будет обсужден с Россией. Дмитрий Песков посоветовал властям Южной Осетии разобраться с юридическим казусом по поводу проведения референдума.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что инициатива бывшего президента Южной Осетии Анатолия Бибилова не была согласована с Кремлем. "Решение нового главы государства (Гаглоева) о приостановке действия упомянутого указа от 13 мая 2022 года "О назначении референдума Республики Южная Осетия" оцениваем как здравое, отвечающее духу союзничества между нашими странами", - процитировал Захарову 31 мая ТАСС.
Детально разбирать вопрос о референдуме в Южной Осетии пока не актуально, указал доцент кафедры конституционного права МГЮА Александр Сергеев. "Возможно, когда обстоятельства поменяются, вопрос о референдуме вновь может встать. Но на сегодня Грузия ведёт себя вполне приемлемо (для России) и создавать условия для дополнительного конфликта с ней России нет смысла и нет желания. Да и новый президент Южной Осетии сказал, что не время проводить референдум", - отметил он.
По его словам, российским законодательством предусмотрено, что если территория входит в состав России, то присоединяется как отдельный регион. "Если бы Южная Осетия захотела входить, то вошла бы изначально как самостоятельный субъект федерации", - сказал Сергеев.
Он указал, что для объединения субъектов Российской Федерации требуется другая процедура. "Далее могут быть два региона объединены в один. На этом этапе необходимо желание и Северной Осетии, чтобы принять в свой состав Южную Осетию. В рамках одного референдума это не решить. Нужно проводить два референдума. Один — о вхождении в состав России. Другой — об объединении. Так этот вопрос решается в российском правовом поле", - подчеркнул Сергеев.
Руководство России не получит никаких политических и имиджевых преимуществ от референдума в Южной Осетии, считает политолог Александр Кынев. Референдум невыгоден для России, которая не хочет сейчас нагнетать отношения с Грузией, отметил политконсультант Евгений Минченко.
Декан факультета управления персоналом и государственной службы Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, доктор юридических наук, профессор Елена Киреева предложила, прежде всего, определиться с понятием регион. "Поскольку в случае c Южной Осетией речь идет о непризнанном государстве, в остальных ситуациях, связанных с территориальными преобразованиями, мы имеем в виду субъекты Российской Федерации, которые журналисты любят называть "регионами России". Конституция РФ использует термин – субъекты федерации", - уточнила она.
По словам Киреевой, правовое регулирование территориальных преобразований в составе Российской Федерации осуществляется, прежде всего, нормами Конституции России (статья 5 - состав, статус субъектов и принципы федеративного устройства, глава 3 "Федеративное устройство", статья 102 - полномочия Совета Федерации по утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации), а также Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
"Указанный закон содержит четкое правило о том, что принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, а также федеральными конституционными законами. В марте 2014 года впервые в новейшей истории государства в состав России вошли Республика Крым и город Севастополь. В случае с Южной Осетией может быть применена именно эта процедура", - пояснила она.
Возможно и образование в составе Российской Федерации нового субъекта, добавила профессор. "В середине 2000-х [годов] мы наблюдали объединительные процессы автономных округов и краев и областей, в состав которых входили эти автономии. В этом случае нет приращения государственной территории, меняются границы между субъектами и их правовой статус. Данный процесс регулируется исключительно российским законодательством", - отметила Киреева.
По её словам, по процедуре принятия нового субъекта правила просты. "В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть. Далее, заключается международный договор о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта, в котором определяется его правовая форма: если принимают государство в целом - это будет республика в составе Российской Федерации, если часть территории государства - то возможны варианты: республика, край или область, автономия. Но новую территорию обязательно наделяют статусом субъекта Российской Федерации", - указала Киреева.
Законом установлено, что инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта является иностранное государство, отметила она. "С Россией они являются равноправными участниками международных отношений, контекст – "инициатива снизу" неприемлем. Президент Российской Федерации после поступления инициативы информирует и при необходимости проводит консультации с высшими органами государственной власти (Федеральным Собранием и правительством). Далее осуществляется подготовка международного договора. В Федеральном конституционном законе N 6-ФКЗ "О порядке принятия…" перечислен круг вопросов, подлежащих урегулированию. После подписания международного договора президент России обращается в Конституционный суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции России данного международного договора. При положительном заключении суда договор подлежит ратификации в законодательном органе страны. Издается Федеральный закон о ратификации международного договора и также Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта", - сообщила Киреева.
Россия не обязана проводить референдум при вступлении в состав федерации Южной Осетии, пояснила юрист. "Референдум проводится в случае образования нового субъекта, поскольку речь идет об обеспечении интересов существующих субъектов в процессе их территориальной реорганизации. Иными словами, проведение в Российской Федерации референдума по вопросу вхождения Южной Осетии в ее состав не требуется, но он обязателен, если существующие субъекты продолжат объединительные процессы", - резюмировала Киреева.
Напомним, Анатолий Бибилов объявил о намерении провести референдум о вхождении в состав России 30 марта, а на следующий день заявил о необходимости объединения с Северной Осетией. Инициатива о присоединении к России озвучена перед выборами, так как уже помогла Бибилову получить победу на выборах 2017 года, указали ранее опрошенные "Кавказским узлом" журналисты и блогеры из Южной и Северной Осетии. По российскому законодательству, для приема Южной Осетии в состав России необходимо проведение референдума, так как референдум 1992 года не был проведен в независимом государстве, разъяснили юристы. Объединение с Северной Осетией возможно уже после вступления в состав России, говорится в справке "Кавказского узла" "Южная Осетия: условия вступления в Россию".
Грузия считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями после того, как 8 августа 2008 года Россия вмешалась в вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии, говорится в справке "Кавказского узла" о "Пятидневной войне" 2008 года, где также собраны подробности вооруженного конфликта.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.