ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сын пострадавшего от теракта в Беслане Заура Ханикаева, умершего в ожидании госпитализации в Северо-Кавказский медцентр, подал жалобы в следком и прокуратуру. На препятствия в получении плановой медицинской помощи пожаловались и другие пережившие теракт в бесланской школе. Пользователей соцсетей возмутило такое отношение к жертвам теракта.
Как писал "Кавказский узел", потерпевшие в терактах уже много лет добиваются принятия закона, который бы определил обязанность государства помогать жертвам теракта. 1 сентября 2019 года комитет "Матери Беслана" провел пресс-конференцию, в которой приняли участие потерпевшие в терактах в Москве, Санкт-Петербурге, Волгодонске, Дагестане, Кабардино-Балкарии. Они подписали соглашение о намерении объединиться в общероссийскую Ассоциацию жертв терактов и заявили о готовности вместе лоббировать закон о статусе жертв терактов.
1 сентября 2004 года боевики захватили 1128 заложников в спортзале школы №1 Беслана. Операция по их освобождению завершилась 3 сентября 2004 года. В результате теракта погибли 334 человека, 186 из которых были детьми, еще 810 человек получили ранения. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещен материал "Террористический акт в Беслане (1-3 сентября 2004 года)", в разделе "Хроники" опубликована хроника теракта и последовавших за ним событий.
Сын Заура Ханикаева связал смерть отца с отказом в быстрой госпитализации
Один из заложников в Беслане, 68-летний Заур Ханикаев, умер, не дождавшись оказания медицинской помощи, рассказал его сын Шалва. Ханикаев обратился в Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр в Беслане. Он ждал своей очереди на реабилитацию там полтора месяца, но в клинику так и не попал — умер от инсульта. Шалва Ханикаев после смерти отца написал заявления в Следственный комитет и прокуратуру, сообщило сегодня Business FM.
Видеозапись, на которой Шалва Ханикаев рассказал, как его отец умер, не дождавшись плановой медпомощи, была опубликована в Telegram-канале Mash Gor. Из нее следует, что Ханикаев перенес два инсульта, после чего должен был пройти реабилитацию в Северо-Кавказском медицинском центре.
"Мы лежали в РКБ (Республиканская клиническая больница). Когда его выписывали, ему сказали, что каждые полгода надо (...) капельницы делать, обследоваться", - рассказал сын умершего. По его словам, в поликлинике сообщили, что так как его отец пострадал при теракте в Беслане, то он может обратиться в Северо-Кавказский медцентр, куда "без проблем положат". Он добавил, что отец за один день сдал все анализы, после чего им сказали подождать.
"Подождали неделю, я приехал в медцентр. Они говорят: "Ваши документы уже передали. (...) Что вы пришли? Очередь там". Сын пошел к главврачу, тот пообещал позвонить. Однако звонка семья так и не дождалась - на следующий день Ханикаев умер, говорится в видео от 27 июня.
Пострадавшие в теракте не могут пройти реабилитацию, хотя имеют на это полное право, заявил на видео Ацамаз Мисиков, племянник Заура Ханикаева. По его словам, в регистратуре медцентра есть вывеска о праве пострадавших в теракте на реабилитацию здесь.
На видео показано объявление в регистратуре медцентра, подписанное комитетом "Матери Беслана", в котором говорится, что все услуги в Северо-Кавказском медицинском центре будут предоставляться только лицам, имеющим на то основание, а организация консультаций и обследований возложена на главврача Адырхаева А.М. В другом объявлении указано, что пострадавшие в теракте наряду с ветеранами войны, медработниками и инвалидами первой группы обслуживаются без очереди. "Если бы он вовремя прокапался, возможно, повторного инсульта у него не случилось бы и он бы сейчас не умер", - заключил Мисиков.
Пережившим теракт сложно добиться госпитализации в Северо-Кавказский медцентр
Другие пострадавшие от бесланского теракта также пожаловались на то, что не могут получить квалифицированную медпомощь в Северо-Кавказском медицинском центре.
Ацамаз Мисиков, который был в числе заложников вместе с родителями, рассказал, что так и не смог добиться госпитализации в Северо-Кавказский медцентр для своего отца. "У моего отца после теракта были тяжелые ранения. Четыре года назад у него случился инфаркт. После инфаркта ему поставили стент, и стент нужно прочищать. Зашел к главврачу бесланской больницы Адырхаеву. Я ему объяснил ситуацию, он мне предложил альтернативный вариант — пройти лечение в бесланской районной больнице. Я сначала не хотел, но потом вспомнил ситуацию с отцом Шалвы и согласился. Но проблему это не решило, потому что нет такого оборудования, нет таких специалистов, которые прочищают этот стент после инфаркта. А в медцентр мы до сих пор не легли", - привело сегодня его слова Business FM.
Алина Налдикоева сообщила, что ей удалось добиться направления в медцентр, подключив "Матерей Беслана" и главврача. "Мне это уже не надо было, потому что за эти несколько дней я нашла другого врача в платной клинике, пролечилась", - рассказала она. По ее данным, в госпитализации ей отказывали, так как палаты заняты пациентами, которые лечатся на платной основе.
За время после теракта комитету "Матери Беслана" удалось добиться только того, что пострадавшие в теракте могут обслуживаться среди прочих льготников, рассказала сопредседатель комитета "Матери Беслана" Анета Гадиева, чьи слова также приводит Business FM.
"У медцентра нет таких возможностей и ресурсов, чтобы этой категории граждан предоставлять какие-то другие услуги, кроме тех, которые предоставляют всем обращающимся туда. Центр работает на основе квот, также есть платные услуги. То есть в бюджет не было заложено обслуживание нашей категории. Руководство медцентра говорит: "У нас нет финансирования на вашу категорию граждан", — а мы должны как-то выживать", - резюмировала Гадиева.
В сентябре 2017 года члены комитета "Матери Беслана" заявили о проблемах с трудоустройством и жильем для пострадавших в теракте, а также о том, что потерявшие здоровье люди не могут повторно получить материальную помощь, необходимую для продолжения дорогостоящего лечения. По их мнению, решить проблемы может помочь закон о пострадавших в терактах.
Журналисты Business FM отправили запрос в Минздрав России, которому подчиняется Северо-Кавказский медцентр, а также в само медучреждение, но никаких ответов по состоянию на 9 июля оттуда не получили.
На сайте Северо-Кавказского медицинского многопрофильного центра не содержится информации об особых условиях оказания медицинской помощи пострадавшим при теракте в Беслане.
Пользователи Telegram потребовали призвать к ответу виновных в смерти Заура Ханикаева
Пользователей соцсетей возмутило отношение к пострадавшим в бесланском теракте. Пост в Telegram-канале Mash Gor с видео о смерти Заура Ханикаева собрал к 17.30 мск 9 июля 28 комментариев. "Денег не дали, а бесплатно у нас разучились оказывать помощь людям. К ответу". - указал Александр.
"Зачем ждать место в многопрофильном центре когда нужно 2 раза в год проводить курсы планового лечения, и один раз в год реабилитацию в санатории проходить", - отметила Di Di. “Человек умер по чужой безалаберности, а вы постфактум рассказываете о том, что он должен был предпринять, куда поехать. Вы вообще когда-нибудь путевку в санаторий выбить пробовали в своей жизни? Мой дядя-терактник с инфарктом не может регулярное санаторное лечение получать. Везде огромные очереди. И да, есть процедуры, которые проводятся только в медцентре”, - возразил пользователь Агуындае.
"Давно пора поднять эту тему... Почему так происходит", - указала Ирина Ногаева в Telegram-канале ЧП/Осетия, где также был опубликован ролик с Шалвой Ханикаевым. Эта публикация набрала к 17.30 мск 9 июля 10 комментариев. "Построили медцентр пострадавшим в Беслане, но лечиться они там не могут, в центре лечат других пациентов за деньги", - написал пользователь Алан.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил деятельность в России компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.