ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Родственники неоднократно избивали уроженку Дагестана Патимат Идрисову и угрожали ей убийством, поэтому побег стал способом сохранить ее жизнь, сообщили правозащитники кризисной группы СК SOS*. Родные продолжали попытки найти Идрисову после переезда из Москвы, рассказала журналистка Светлана Анохина.
Как писал "Кавказский узел", дагестанка Патимат Идрисова, проживающая с семьей в селе Кироваул Кизилюртовского района республики, рассказала, что подверглась домашнему насилию, принудительному лечению. Когда ей удалось сбежать в первый раз, ее нашли и похитили родственники. С помощью правозащитников ей удалось бежать из страны и сменить имя, говорится в статье Светланы Анохиной "Как Патимат стала Викторией. История девушки из Дагестана, сбежавшей от семьи к свободе", опубликованной 17 августа изданием "Черта". Автор текста о Патимат сделала акцент на исламе, а не на конкретных людях, указали ряд пользователей соцсети. Журналистка Светлана Анохина возразила, что лишь честно передала слова девушки. Значительная часть комментаторов выразили поддержку Анохиной и ее деятельности.
Патимат Идрисова подвергалась систематическому насилию в семье, в связи с чем предпринимала попытки побега, рассказала корреспонденту «Кавказского узла» журналистка Светлана Анохина. Она отметила, что в адрес дагестанки высказывались угрозы расправы, однако родные не предпринимали попыток воплотить свои угрозы в реальность.
«Ей все время напоминали [о возможном убийстве]. Единственный раз на нее направлял пистолет муж ее сестры, когда он возил ее к экзорцисту. Они ехали по дороге, и она сказала, что не будет носить платок, не подчинится, что ей не нравится ислам. И тогда он направил на нее пистолет и сказал, что домой она не вернется», - рассказала Анохина.
Необходимость лечения у экзорцистов была обусловлена предрассудками родственников девушки, которые по традиции любое отклонение от общепринятых норм относили к «проблемам с джиннами» и необходимости их «изгнания», сказала журналистка. «К муллам возили потому, что она убегала, не слушалась. Про ее гомосексуальность они не знали, теперь после публикации уже знают», - рассказала она.
После попыток «исцелить» Идрисову нетрадиционной медициной родственники обращались к врачам, назначившим девушке лечение, однако журналистам и правозащитникам не удалось выяснить, какие препараты кололи Идрисовой, отметила Анохина. «Она (Идрисова) не знает, что ей кололи. Ее возили в клинику в Махачкалу, на сайте я искала врача, которая ей выписала лекарства. Патимат лишь спросили, болит ли у нее голова. За нее отвечала ее мать. У Идрисовой не брали анализов, ее не обследовали, выписали на 10 тысяч рублей лекарств. Вероятно, кололи успокоительные, поскольку она говорит, что была все время сонная», - рассказала журналистка.
Анохина рассказала, что родственники не предпринимали попыток с ней связаться. Однако они пытались связаться с влюбленным в нее военным из Каспийска Сергеем - с ним девушка общалась и он был готов жениться на ней, чтобы выручить, сказала она.
«Пока не звонили мне, на меня не выходили. После отъезда из Москвы неизвестно, искал ли ее кто-либо. Какое-то время кавказцы покрутились еще возле кризисного центра, где она находилась некоторое время, но больше не приходили. Сергею писали и были уверены, что она с ним на связи», - заключила Анохина.
Правозащитники, которые помогали Патимат-Виктории с эвакуацией, убеждены, что побег был единственным способом сохранить жизнь девушки. «Викторию неоднократно избивали родственники, к ней применялись насильственные действия [...] Угрозы убийством Виктории поступали неоднократно и они могли осуществиться в реальность, если бы она не приняла решение - спасти свою жизнь», - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь кризисной группы СК SOS* Мирон Розанов.
Сотрудникам СК SOS не удалось выяснить, какие препараты вводили Виктории. «У нас нет возможности выяснить, чем именно кололи Викторию. Однако известно, что препараты ей выписали в частной клинике в Махачкале. А сами уколы и капельницы ставили в Кизилюрте», - заключил он.
Во время второго похищения из Москвы за Патимат вместе с братьями приехал ее отец, говорится в статье Светланы Анохиной «Как Патимат стала Викторией. История девушки из Дагестана, сбежавшей от семьи к свободе», опубликованной 17 августа изданием «Черта». "Рядом притормозил минивэн с тонированными стеклами. Из него выскочил брат, схватил ее и буквально швырнул внутрь. В машине отец держал вырывающуюся Патю у себя на коленях. Как в детстве, когда был для нее любимым папой. Она рыдала. И он вдруг тоже заплакал. «Я тогда узнала, что только благодаря отцу осталась жива. Для того он и приехал. Братьям сказал: если вы ее пальцем тронете, я жить не останусь». Но и он не был готов ее отпустить", - говорится в материале. Уже позже, после выезда из России Патимат призналась, что "кажется, больше не боится, что ее отыщут и вернут". "Но про обещание похоронить ее на помидорном поле не забыла", - отмечается в публикации.
"Кавказский узел" также писал о других случаях, когда родственники пытались вернуть домой сбежавших от домашнего насилия женщин. Так, 18 октября 2021 года двух девушек, сбежавших от родственников в Дагестане, забрали насильно силовики из кризисного центра в Казани "Мамин дом". Девушки позднее вышли на связь, заверив, что у них все хорошо, и призвали не искать их. Эти заявления они сделали под давлением, считает правозащитница Светлана Анохина. Она уточнила, что до побега из семей девушки в течение года просили помочь им уехать за пределы Кавказа.
В июне 2021 года из шелтера в Махачкале силовиками была похищена и возвращена в Чечню 22-летняя чеченка Халимат Тарамова. Как это произошло, рассказывается в справке "Кавказского узла" "Халимат Тарамова: жертва традиций и силовиков".
После возвращения к мужьям девушки рискуют стать жертвами "убийства чести", отметили опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы. Текущие юридические предписания не защищают постоялиц кризисных центров от похищений силовиками по запросу родственников.
В России необходимо принять специальный закон, который бы запрещал родственникам приближаться к пострадавшей или возвращать их в семью при помощи полиции, прокомментировали подобные случаи опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Они подчеркнули, что все известные меры противодействия домашнему насилию могут быть бесполезны, в особенности в регионах Кавказа, из-за того, что юридические механизмы не работают, похищение жертв насилия их родственниками не приводит к уголовной ответственности для похитителей, а власти предпочитают не замечать проблему.
Женщины, чье поведение родственники сочли позором для рода, могут стать жертвами "убийств чести" на Кавказе. Эти убийства совершают сами родственники, чаще всего отец или брат, говорится в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Убийства чести" на Северном Кавказе".
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN - в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* "СК SOS" - новый проект бывшей команды экстренной помощи Российской ЛГБТ-сети, оператором которой выступает фонд "Сфера", внесенный Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.