НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Школам в Чечне направлено предложение перечислить в государственный фонд однодневный заработок педагогов для помощи детям-сиротам, сообщили в Минтруда республики. Учителя в сельских школах получают такую низкую зарплату, что сами нуждаются в поддержке, пожаловались педагоги.
Как писал "Кавказский узел", по данным официальной статистики с сентября 2021 года по август 2022 года в Чечне доля работающих жителей с зарплатой менее 20 тысяч рублей составляет 39,5%, а 1,4% работающих жителей зарабатывают более 100 тысяч рублей в месяц.
Грозный оказался на 95-м месте в рейтинге 100 крупнейших городов России по уровню зарплат в первом полугодии 2022 года. По данным Росстата, в столице Чечни средняя зарплата в месяц составляла 35,3 тысячи рублей.
Просьба о том, чтобы учителя всех школ Ачхой-Мартановского района перечислили на счет госучреждения "Республиканский фонд социальной поддержки Чеченской Республики" (учредитель – Минтруда Чечни) добровольное пожертвование в размере однодневного заработка, поступило в районное управление образования в декабре.
"Эти денежные средства пойдут для ежегодных выплат детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей", - говорится в письме руководителя фонда Саид-Рахмана Жамалуллайла (копия обращения имеется в распоряжении "Кавказского узла").
Эти деньги предназначены также и для тех жителей республики, которые оказались в сложной жизненной ситуации, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" сотрудница Минтруда Чечни. "Такие обращения были отправлены всем руководителям подведомственных образовательных организаций, не только ачхоймартановцам", - пояснила она.
Учительница математики одной из местных школ Элина посетовала, что ее семейный бюджет не позволяет делать такие пожертвования. "Если наши городские коллеги , живущие в Грозном, могут заработать какую-то [дополнительную] сумму, занимаясь репетиторством, то в сельской местности мы не можем позволить себе такую роскошь, потому что основная часть родителей наших учеников еле сводят концы с концами, и никто не может себе позволить нанимать репетитора для своего ребенка, если он по болезни сильно отстал по каким-то предметам", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Женщина добавила, что в апреле этого года их коллектив – а это 45 человек – уже перечислял однодневный заработок в фонд ГАУ "РФСП ЧР". "Только от нашей школы фонд получил 58500 рублей, а в республике 496 школ", – сказала Элина.
По ее словам, учителей, которые выразили недовольство необходимостью вновь перечислить в фонд однодневный заработок – 1300 рублей, чиновник администрации назвал "бессердечными людьми и скрягами". "Может, для него эта тысяча погоды не делает, но только не для педагогов. В нашей школе средний заработок – 15 600 рублей. Но на карточку после различных вычетов, о которых мы можем только догадываться, нам присылают около 14 тысяч, каждый месяц по-разному. Правда, нам выплачивают компенсацию за расходы по ЖКХ – 1200 рублей. Но за свет, за воду и газ мы получаем такие счета, что в среднем выходит по две тысячи рублей", – рассказала Элина.
У педагогов есть и дополнительные расходы, отметила она. "К примеру, в месяц у каждого из нас уходит по две-три пачки бумаги по 320 рублей. Бумага нужна, чтобы распечатывать ученикам задания, составлять поурочные планы, отчёты для проверяющих. А еще картриджи по 300-400 рублей. За интернет и телефон платим 1200, это не роскошь, а необходимые условия для нормальной работы, особенно, когда сидели на карантине. По идее, и бумагу, и картриджи нам должна предоставлять школа так же, как и интернет тоже школа должна оплатить. Но школе на это средства не выделяются. А мы каждый месяц на всю эту "мелочевку" тратим по полторы-две тысячи из своего кармана", - пожаловалась учитель математики.
В Чечне за первые шесть месяцев 2022 года зафиксирована самая низкая в стране зарплата школьных учителей, она составляет 26 712 рублей в месяц, следует из данных Росстата. При этом средняя зарплата учителей в стране составила в январе-июне 57 067 рублей в месяц.
По ее словам, мало кто из ее коллег не занимает деньги "до зарплаты". "Причины бывают разные, чаще всего – это болезнь кого-то из родных, и требуются немалые деньги на лекарства, на то, чтобы отвезти больного на консультацию или на лечение в другой город. Такие ситуации для любой семьи - катастрофа. И тогда мы скидываемся. Кто сколько может, чтобы собрать необходимую сумму на дорогу, на лечение. Чаще всего мы собираем деньги, заранее зная, что навряд ли в ближайшее время коллега сможет вернуть всем долг, но разве об этом думаешь? Был случай, когда мы обратились в один известный благотворительный фонд за недостающей суммой для лечения мужа нашей учительницы, но нашу просьбу просто проигнорировали", – рассказала Элина.
Педагог одной из школ Шали Седа сообщила, что не против помощи детям-сиротам, но считает неправильным оказывать им помощь за счет людей, которые сами нуждаются в помощи. "Святое дело помочь тем, кто в этом нуждается. Однако почему нужно это делать за счет тех, кто в этой помощи нуждается не меньше, чем те граждане, которые оказались в сложной ситуации? Разве наше существовавшие на грани нищеты – это не сложная ситуация? Мы не живем, а выживаем", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Женщина пояснила, что в ее семье четверо школьников, перед началом холодов нужно было всем купить зимнюю обувь, теплые куртки. "И если сыновья особо не привередничали, а стали носить те ботинки, которые я им купила, то девочки-старшеклассницы абы что не хотели носить. То, что они выбрали, сразу пробило брешь в семейном бюджете. Муж одно время таксовал, был заработок, хоть и небольшой, но машина старая, больше денег уходило на запчасти. Сейчас постоянной работы не имеет, вот уже три месяца живем на мою зарплату. Пришлось влезать в долги", - рассказала Седа.
По ее словам, то, что остается от зарплаты после различных отчислений, уходит на продукты и на комбикорм козе. "Раньше держали корову, и всегда дома были молоко, сметана, творог. Но все пастбища вокруг Шали распроданы, вся земля частная, даже мальчишкам в футбол играть негде. Пришлось корову продать, вот купили козу, молоко дети не очень любят, а вот сыр козий нравится, но его бывает мало. Трое мужчин в семье, если мяса нет, встают из-за стола полуголодные. Мясо на рынке 400 рублей за килограмм, маленькая домашняя курица – 350 рублей. Мы в еде не роскошествуем, стараюсь больше в качестве гарнира к мясным блюдам давать гречку, рис, перловку. На деликатесы денег нет. Ведь у нас, кроме всего прочего, нужно иметь какую-то сумму, хотя бы, тысячи три, нетронутой. Если кто-то из близких, не дай Аллах, умрет, то нужно идти на тезет (поминки), а ведь с пустыми руками не пойдешь. И на свадьбы тоже идешь с деньгами", – рассказала Седа.
У пятнадцати коллег Седы, по ее словам, дети-инвалиды. "Для поддержания относительного здоровья им нужны дорогостоящие препараты, для троих мальчиков врачи настоятельно рекомендуют проводить реабилитационные мероприятия в специализированных клиниках. Родители обращались за помощью в разные инстанции, им обещали помочь. Но сейчас на повестке дня у чиновников другие проблемы, и обещание оказать помощь отложено на неопределенное время. Благотворительность – дело хорошее, только вот почему для детей-сирот деньги частично забирают у других детей, даже если они не сироты, но они инвалиды, и им нужны средства для лечения", – сказала она.
Напомним, в 2021 году Чечня и Дагестан вошли в число крупнейших получателей бюджетных трансфертов в России. В частности, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Чечни составили 33,5 миллиарда рублей.
В 2020 году Чечня, Дагестан и Ингушетия стали лидерами по объему федеральной помощи. Бюджетные вливания в Дагестан составили более 134 миллиардов рублей, в Чечню - 106,4 миллиарда рублей.
В июне 2017 года глава Минфина Антон Силуанов рассказал, что финансовая помощь Чечне выделяется по особой схеме, которая не применяется к другим российским регионам: министерство выделяет республике дотации, исходя из объема расходов регионального бюджета. Однако Рамзан Кадыров неоднократно выказывал недовольство финансированием республики. При этом бюджетные дотации - не единственный источник финансирования Чечни: бюджетники в республике ежемесячно обязаны переводить на благотворительность около 10% своих доходов, говорится в справке "Кавказского узла" "Фонд Кадырова: как тратят "деньги от Аллаха".
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.