17:23 / 18.07.2023Юристы сочли обоснованной просьбу о госзащите Милашиной

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

Госзащита предоставляется в случае реальной угрозы безопасности человека, и у представителей журналистки Елены Милашиной, дважды подвергавшейся нападению в Чечне, есть основания для такой просьбы, отметили опрошенные "Кавказским узлом" юристы. Они отметили также, что предоставление госзащиты, в частности охраны, может привести к ограничению действий Милашиной.

Как писал "Кавказский узел", следователь из Чечни провел в Москве допрос журналистки "Новой газеты" Елены Милашиной по делу о нападении в Грозном. Юрист "Команды против пыток"* потребовал предоставить журналистке госзащиту для следственных действий в Чечне в связи с угрозой ее жизни.

На журналистку "Новой газеты" Елену Милашину и адвоката Александра Немова напали  4 июля в Чечне, когда они ехали на процесс по делу Заремы Мусаевой. Милашина рассказала, что неизвестные на автомобиле создали помехи машине таксиста, в которой она ехала с Немовым, а затем прижали такси к обочине и вынудили его водителя остановиться. Затем они ставили Милашину и Немова на колени и приставляли к их головам оружие. Журналистка и адвокат были сильно избиты. Врачи позже заявили, что Милашина получила черепно-мозговую травму, многочисленные ушибы и до 14 переломов. Немов и Милашина были отправлены на лечение в Москву, 10 июля они выписаны из больницы. Глава Чечни Рамзан Кадыров спустя полдня после нападения пообещал "разобраться", омбудсмен Чечни Мансур Солтаев назвал нападение провокацией, а глава Минпечати Чечни Ахмед Дудаев указал, что в нападении прослеживается "почерк западных спецслужб". Реакция властей, правозащитников и адвокатов на инцидент собрана в справке "Кавказского узла" "Нападение на Милашину и Немова в Чечне".

Информация о реальной угрозе человеку может быть основой для представления госзащиты, считает юрист Галина Тарасова.

"Госзащита регламентирована федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Решение о госзащите принимают суд, начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа в рамках проверки сообщения о преступлении или уголовного дела. Основаниями применения госзащиты являются данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве", - сказала она корреспонденту  "Кавказского узла".

Ситуация с Милашиной, уже неоднократно подвергавшейся нападениям, подпадает под эти основания, уверена она. "Ходатайство следствию  о применении госзащиты стандартно подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее трех суток со дня заявления", - отметила Тарасова.

6 февраля 2020 года Елена Милашина и краснодарский адвокат Марина Дубровина подверглись в грозненской гостинице нападению группы мужчин и женщин. В марте того же года Милашина пожаловалась на волокиту с расследованием этого инцидента. Полиция в Чечне "не проявляет никаких признаков активности" в расследовании инцидента, констатировал тогда главред издания Дмитрий Муратов.

Она также добавила, что существуют разные меры безопасности, которые могут применяться в отношении лица, взятого под госзащиту. "Это могут быть личная охрана, охрана жилища и имущества,  выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности,  обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности, изменение места работы, службы или учебы, временное помещение в безопасное место, иные меры. В каждом конкретном случае это определяется индивидуально, исходя из конкретных обстоятельств дела и личности лица, взятого под госзащиту", - пояснила юрист.

Елена Милашина может получить госзащиту в рамках второй статьи закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", уверена юрист Марина Агальцова.  

"В силу второй статьи этого закона защита может предоставляться потерпевшему, им как раз Елена Милашина и является. В силу статьи 3, решение об осуществлении государственной защиты принимают суд, начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь. Если дело находится у следователя, насколько я понимаю, именно так в деле Елены, то следователь принимает решение о предоставлении мер. По общему правилу заявление о принятии мер госзащиты рассматривается в течение трех суток с момента обращения, но этот срок можно продлить до 30 суток", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

По ее словам, статья 6 закона предусматривает целый ряд мер, которые могут предоставляться Милашиной. "Это личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности, временное помещение в безопасное место. Я не знаю, какую защиту предоставят Елене, но думаю, что личную охрану и охрану жилища. Они предоставляются на весь срок, когда человек находится под госзащитой", - пояснила она.

При этом, как считает Агальцова, некоторые действия Милашиной будут ограничены в силу получения госзащиты. "Наверное, с охранниками можно договориться, чтобы они не заходили на какие-то встречи. Свобода передвижения, конечно, будет нарушаться. Наверное, конфиденциальность тоже. Опять же, наверное, можно будет с охранниками договориться. У меня было только одно дело, когда мы просили защиты. Моей доверительнице предоставили охрану, но охрана должна была жить с ней в одной квартире. Она мусульманка и не могла жить с незнакомыми мужчинами в одной квартире, поэтому отказалась. Добиться иных мер нам не удалось", - рассказала она. 

Руководитель московского филиала "Команды против пыток" Георгий Иванов также отметил, что решение может принимать суд, следователь, руководитель следственного органа в зависимости от того, на какой стадии сделано заявление. 

"В случае Милашиной - заявление подано следователю, соответственно, решение будет за ним. Основания для применения мер безопасности - данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица в связи с участием в уголовном судопроизводстве. Полагаем, что в случае с Еленой такие основания есть, так как она ранее уже подвергалась нападению на территории Чечни, а расследование того случая не было эффективным. Есть опасения, что в данном случае сценарий может повториться. Следователь должен рассмотреть заявление в течение трех суток, но может продлить рассмотрение до 30", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла". 

По его словам, все условия  применения мер безопасности определяются непосредственно органом, ответственным за обеспечение безопасности, который заключает договор с защищаемым лицом. 

"Точно сказать, какие меры будут предложены Милашиной, не представляется возможным. Полагаю, будет зависеть от возможностей госорганов и договоренностей с самой Милашиной", - отметил он.

Иванов не исключил возможность ограничения действий Милашиной при предоставлении госзащиты. Он отметил, что ограничения поездок, телефонных переговоров и прочие не прописаны в законе и подзаконных актах, но поскольку органы безопасности имеют право самостоятельно определять порядок применения мер безопасности, они вправе "требовать от защищаемых лиц выполнения законных требований и распоряжений, связанных с применяемыми мерами", пояснил он. 

Вечером 5 июля Следком России сообщил, что чеченские следователи возбудили уголовное дело в связи с нападением на Милашину и Немова по статьям об умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (часть 2 статьи 112 УК РФ предусматривает до пяти лет лишения свободы) и легкого вреда здоровью (часть 2 статьи 115 УК РФ, предусматривает до двух лет лишения свободы).

24 января 2022 года на фоне скандала с Заремой Мусаевой, которую чеченские силовики увезли из Нижнего Новгорода в Грозный, Кадыров причислил к пособникам террористов журналистку "Новой газеты" Елену Милашину и телеканал "Дождь"*.  После этого, на митинге в Грозном 2 февраля, чеченские чиновники призвали Путина прекратить работу "Новой газеты" и "Дождя"*, телеканал и издание потребовали от следственных органов отреагировать на слова Кадырова, сочтя их угрозами.

21 апреля 2020 года девять российских и международных правозащитных организаций попросили спецдокладчика ПАСЕ по Северному Кавказу зафиксировать угрозы главы Чечни Рамзана Кадырова в адрес обозревателя "Новой газеты" Елены Милашиной. 24 апреля и Европейский союз призвал российские власти "осудить и расследовать угрозы представителей органов власти Чеченской Республики в адрес журналистки Елены Милашиной", а также обеспечить ее безопасность. Милашина потребовала тогда возбудить дело об угрозе убийством и попытке помешать профессиональной деятельности. 

"Уже скоро со счета собьюсь, сколько я этих заявлений на деревню дедушке Бастрыкину (главе Следственного комитета России. - Прим. "Кавказского узла") написала. Но писать нужно. Хотя бы потому, что, когда я выиграю в ЕСПЧ, у меня будет возможность нанять адвокатов для жителей Чечни, ставших жертвами незаконных задержаний, пыток и обвинений в преступлениях, которых не было", - написала Милашина на своей странице в Facebook* 24 апреля 2020 года.

Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслием в республике размещаются на тематической странице "Инакомыслие в Чечне". Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа собраны на тематической странице "Преследование активистов".

Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* "Команда против пыток" создана юристами, ранее работавшими в "Комитете против пыток", который был внесён в реестр иностранных агентов. В июне 2022 года "Комитет против пыток" был ликвидирован. 23 августа 2023 года "Команда против пыток" была внесена/добавлена Минюстом в реестр иностранных агентов задним числом.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:Роман Кужев
19.07.2023 в 07:43dean_bashirian
Юристы 100-процентно правы. Милашина нуждается в государственной защите. Охрана ей просто необходима, особенно на фоне недавнего нападения. Плюс надо учитывать постоянные угрозы в ее адрес со стороны руководства Чечни. Если в поездках, особенно в Чечню, ее будет сопровождать вооруженная охрана, то новых нападений однозначно не будет. Вопрос лишь в том, сочтет ли следователь необходимым предоставить ей госзащиту. Если дело ведут чеченские следователи, то они вряд ли примут такое решение, а если вопрос решается на другом уровне, то, скорее всего госзащиту она получит. Если бы в свое время Анна Политковская, Наталья Эстемирова и другие жертвы внесудебных казней (иначе это не назовешь), находились под государственной защитой, то, они остались бы в живых. Хотя надо понимать, что если кем-то из «сильных мира сего» принято решение ликвидировать того или иного человека, то и охрана вряд ли поможет. Критик Кадырова Мамихан Умаров, известный как «Анзор Венский», кажется, имел охранника, но, тем не менее, киллер его застрелил. И смог скрыться с места преступления, но позднее был задержан и отправлен на пожизненное заключение (https://chistovik.info/news/incident/32423). Но это в Австрии. Как с этим будет у нас, сказать сложно. Понятно, что какие-то ограничения при предоставлении Милашиной госзащиты, будут иметь место, что может как-то отразиться на ее журналистской деятельности. Но когда речь заходит о жизни и смерти, выбирать не приходится. 
19.07.2023 в 08:52harold.mohr
Наличие охраны, всего лишь создает иллюзию безопасности. Если кого-то решат убить, то никакая охрана не поможет. Просто выберут время и место. Президентов США убивали, несмотря на наличие мощной охраны, взять того же Джона Кеннеди, а здесь всего лишь журналистка, пусть и достаточно известная.