15:10 / 15.09.2023Свидетели рассказали суду о правозащитной работе Орлова в Дагестане и Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Свидетели защиты напомнили в суде о роли Олега Орлова и возглавляемого им "Мемориала" в деле убитых силовиками братьев Гасангусейновых в Дагестане и о работе правозащитника во время военных кампаний в Чечне.

Как писал "Кавказский узел", сегодня на пятое заседание Головинского райсуда Москвы по делу сопредседателя Центра защиты прав человека "Мемориал" Олега Орлова, обвиненного в дискредитации армии, пришло около 60 человек, но большинство из них приставы не пустили в суд. На заседание приехал и Муртазали Гасангусейнов, отец убитых силовиками в Дагестане братьев-пастухов. Он сообщил, что прибыл дать показания в защиту Олега Орлова.

8 июня суд начал рассматривать уголовное дело Олега Орлова. В суде Орлов отказался признать вину. Поводом для обвинения стал размещенный 14 ноября 2022 года в Facebook* русский перевод статьи Орлова, опубликованной во французском издании Mediapart. В статье осуждается военная операция России на Украине. Олег Орлов указал, что "опубликовал свое личное мнение относительно событий, происходящих в Российской Федерации и во всем остальном мире". Сегодня в суде выступил свидетель со стороны защиты - историк Владислав Аксенов. Он сообщил, что в статье правозащитника не упоминаются вооруженные силы, но есть призыв к дискуссии с автором.

В суде в качестве свидетеля защиты выступил Муртазали Гасангусейнов. Адвокат Орлова Катерина Тертухина попросила Гасангусейнова рассказать, как он обратился к Олегу Орлову и в "Мемориал"**, сообщил Центр защиты прав человека "Мемориал" в своем телеграм-канале, где велась текстовая трансляция с процесса.

"Я отец безвинно убитых сыновей. В 2016 году они пасли скот и возвращались домой. Заранее сделав засаду, их расстреляли. Младший получил 11 пуль, старший — восемь. На них надели чужие куртки. И вот так сделали из пастухов террористов. Куда бы я ни обращался, мне говорили: "Ваши сыновья покушались на жизнь сотрудников правоохранительных органов, ответным огнем были убиты". Как только это случилось, филиал ПЦ "Мемориал" в Дагестане первый предложил помощь. Но нас отговорили и подсунули другого адвоката. И пять месяцев этот человек ничего не делал и работал против нас. Когда находили гильзы, он их терял. И я сказал, что хочу отказаться от этого адвоката. И тогда я обратился в ПЦ "Мемориал". И тут же меня сделали потерпевшим. Они сделали все возможное, чтобы снять это клеймо боевиков-террористов. И доказали всему миру, что братья Гасангусейновы — не террористы, а обычные пастухи", — рассказал в суде Муртазали Гасангусейнов.

Он также ответил на вопрос защиты, что не согласен с тем, что правозащитники ведут антироссийскую деятельность. "Мемориал" помогал многим людям, подчеркнул Гасангусейнов.

Прокурор, которая ведет дело, считает антигосударственной правозащитную деятельность, рассказала ранее правозащитница Светлана Ганнушкина***, которая выступила в суде 18 августа.

Следующим свидетелем со стороны защиты выступил правозащитник, бывший руководитель "Комитета против пыток"*** (КПП) Игорь Каляпин. Он рассказал о работе КПП и "Мемориала" в Чечне. "После убийства Натальи Эстемировой ПЦ "Мемориал" принял решение эвакуировать тех, кто с ней работал. У КПП не было ресурсов взять на себя ту часть работы, которой занималась Эстемирова в "Мемориале", самые опасные дела. Мы решили создать сводную группу из представителей разных организаций. И тогда мы с Орловым в течение длительного времени взаимодействовали", - рассказал он.

Каляпин сообщил суду, что "Комитет против пыток" работал с "Мемориалом" над тем, чтобы добиться создания специализированного отдела СКР, который занимался бы расследованием преступлений, совершенных силовиками. "Также вместе с "Мемориалом" КПП пытались добиться того, чтобы криминализировать пытки как самостоятельный состав преступлений", - говорится в публикации.

Комментируя версию о "правозащитной антироссийской позиции", Каляпин заявил: "Мне как человеку, который читал Конституцию, это понять не дано. В Конституции написано, что права и свободы человека являются у нас в стране высшей ценностью. Видимо, эксперты с этим не согласны и имеют в виду другую страну. Если правозащитник защищает права человека, его работа антироссийской быть не может, согласно Конституции. Ну, если он при этом кого-то убивает или грабит, тогда стоит привлечь его к ответственности.

После Каляпина выступила свидетельница - журналистка "Новой газеты" Елена Милашина. Она также упомянула работу Орлова и "Мемориала" в Чечне. В частности, журналистка рассказала суду о программе "Мемориала" "Горячие точки", которая фиксировала нарушения прав человека во время военных действий в Чечне и после них.

"Во время войны людям часто некуда обращаться. И правозащитники часто становятся реципиентами людей, у которых убили близких, разрушили дома, которые вынуждены были стать беженцами. Но главная проблема, с которой они сталкивались, — это насильственные похищения людей. По подсчетам "Мемориала", от трёх до пяти тысяч человек разной национальности — не только чеченской — пропали во время военных действий в Чечне, и их судьба до сих пор неизвестна", — рассказала Милашина.

После выступления Милашиной суд отложил заседание на 13.00 мск 22 сентября, сообщил "Мемориал".

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

** Правозащитный центр "Мемориал" был внесен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и ликвидирован по решению суда. После ликвидации Правозащитного центра в июне 2022 года была создана общественная организация Центр защиты прав человека "Мемориал".

*** включены в реестр иностранных агентов.

Автор:"Кавказский узел"
16.09.2023 в 08:03roselee
Бросилась в глаза одна вещь. О правозащитной деятельности Орлова и «Мемориала» в целом в Дагестане, в суде говорит житель этой республики. А о том, как Орлов и ПЦ «Мемориал» работали в Чечне, рассказывают Каляпин и Милашина. А ведь «Мемориал» занимался правозащитной деятельностью в Чечне в самое тяжелое время, в годы двух военных компаний, помог сотнями тысячам людей, занимался темой похищений, пыток и убийств мирного населения, проводил расследования, издавал книги, помогал людям с обращениями в ЕСПЧ и многое другое. То, что никто из чеченцев не пришел поддержать Орлова в суде, говорит не о том, что никто не захотел этого сделать, а о той атмосфере страха, которая царит сегодня в республике. Население настолько запугано и затерроризировано, что не может высказывать элементарного недовольства деятельностью чиновников и силовиков. Надеюсь придет то время, когда чеченцы по достоинству оценят то. Что для них сделали и пытались сделать Орлов, Черкасов, Каляпин, Политковская. Эстемирова, Гашаева, Маркелов, Бабурина, Любославский, Алексеева, Ганнушкина, Локшина, Дмитриевский, Титиев, Милашина и другие. Некоторых из них уже нет в живых. 
16.09.2023 в 08:30mariko
Скажи кто-нибудь в начале 2000-х, что Орлова будут судить, а правозащитные организации массово ликвидировать, и записывать в "иностранные агенты", никто бы не поверил. Сегодня это стало реальностью. Позор.