12:27 / 06.03.2024Правозащитники указали на отсутствие доказательств вины в деле Мусаевой

Кассационный суд в Пятигорске смягчил наказание Зареме Мусаевой, хотя приговор следовало отменить из-за недоказанности ее вины, указали опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Приговор Мусаевой был вынесен путем сложения наказаний по двум уголовным статьям, рассказал адвокат.

Как писал "Кавказский узел", 5 марта кассационный суд в Пятигорске сократил на три месяца, до четырех лет и девяти месяцев, срок лишения свободы Заремы Мусаевой, удовлетворив просьбу прокурора. Доводы защиты о том, что в деле нет доказательств вины Мусаевой, суд оставил без внимания.

4 июля 2023 года суд приговорил Мусаеву к 5,5 года лишения свободы, признав ее виновной по делу о нападении на полицейского. 12 сентября того же года Верховный суд Чечни снизил срок наказания Мусаевой до пяти лет и постановил перевести ее в колонию-поселение. 3 ноября 2023 года адвокат от "Команды против пыток"* попросил кассационный суд в Пятигорске отменить приговор в связи с бездоказательностью обвинений и нарушениями законов. Подробности дела Мусаевой приведены в справке "Кавказского узла" "Дело Заремы Мусаевой".

Приговор Мусаевой был вынесен путем сложения наказаний по двум статьям УК РФ - 159 (мошенничество) и 318 (нападение на полицейского) УК РФ, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Мусаевой Александр Савин.

По его словам, состав преступления по статье о мошенничестве сыграл особую роль - именно благодаря этой части Мусаева была доставлена силовиками на территорию Чеченской Республики сначала со статусом свидетеля. "Состав статьи 318 УК РФ появился уже после доставления Мусаевой на территорию Чечни", - указал адвокат.

Зарема Мусаева – супруга бывшего федерального судьи Сайди Янгулбаева. Чеченские силовики увезли ее 20 января 2022 года из квартиры в Нижнем Новгороде. После этого Рамзан Кадыров обвинил семью Янгулбаевых в организации террористической сети и поддержке терроризма и заявил, что их ждет место "в тюрьме или под землей". О конфликте Кадырова с Янгулбаевыми можно прочитать в справках "Кавказского узла" "Как Янгулбаевы стали врагами Кадырова" и "Главное о борьбе кадыровцев с Янгулбаевыми".

При этом статья 318 - это более тяжкое обвинение, отметил Савин. "Сейчас оба обвинения переквалифицированы на преступления средней тяжести и тождественны между собой по тяжести, и приговор выносился путем сложения сроков по ним", - пояснил он.

Политический характер дела определил решение суда, считает руководитель "Команды против пыток"* Сергей Бабинец. "Зарема Мусаева сейчас должна быть на свободе. Никакого не то что приговора, а даже уголовного дела быть не должно. Зарема должна быть сейчас со своей семьей, но это, видимо, возможно только в параллельной реальности, где в России не сажают за то, что твои дети и родственники критикуют чиновников", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Однако в ситуации, когда речь идет о больном человеке, даже такое решение суда радует, добавил правозащитник. "В текущих реалиях мы рады тому, что удалось отгрызть от приговора хоть небольшой кусок срока. Три месяца, которые она будет на свободе, очевидно, будут полезнее для слабого здоровья Заремы, чем если бы их нужно было провести за решеткой", - пояснил Бабинец.

Сын Мусаевой, правозащитник Абубакар Янгулбаев обратил внимание на тенденцию: когда дело из северокавказского региона поступает в кассационный суд в Пятигорске, он не отменяет приговоры, но смягчает их. "Так вышло и с делом моей матери. Я это связываю с тем, что они не могут никак повлиять из-за общественно-политической ситуации в стране, когда страна еще более милитаризируется и из полицейского государства превращается в военное, но, понимая, что дело сфальсифицировано, что там нет достаточных доказательств, часть доказательств вообще вымышленная, они, чтоб хоть немного быть в контакте со своей совестью, решили смягчить приговор", - сказал Янгулбаев корреспонденту "Кавказского узла".

Он подчеркнул, что высказывает собственную гипотезу. "Я так это вижу. Что в суде кассационной инстанции у сотрудников проснулась совесть до того, чтобы смягчить приговор на три месяца. А до этого в апелляционной инстанции у сотрудников Верховного суда Чечни проснулась совесть смягчить приговор хотя бы на полгода. Но ни у кого не просыпается совесть для того, чтобы вспомнить о законе Российской Федерации о принципах уголовно-процессуального законодательства, и, вообще-то, вынести оправдательный приговор. На это совесть ни у кого не просыпается. Я это связываю с тем, что все боятся", - сказал Абубакар Янгулбаев.

Решения чеченских судов "уже много лет находят подтверждение в вышестоящих судах", заметил сотрудник Центра защиты прав человека "Мемориал"*. "Не думаю, что для кассационного суда имеет какое-то значение политический характер дела. По сути, эта инстанция должна была отменить приговор, потому что в деле нет никаких доказательств виновности Заремы. То, что скинули три месяца, это мелочь, когда налицо фабрикация, и это говорит о предвзятости суда", - сказал он на условиях анонимности корреспонденту "Кавказского узла".

Защита Мусаевой надеется, что ей удастся, по крайней мере, освободиться по УДО, хотя мотивировочная часть решения Верховного суда Чечни ей пока не известна, добавил адвокат Александр Савин. "Я думаю, что на этой неделе копия апелляционного определения только будет направлена защите. А сам материал еще мог не вернуться в Шалинский городской суд Чечни. По его возвращению он будет распределяться новому составу суда, который и будет назначать заседание", - пояснил он.

Напомним, 12 декабря 2023 года Шалинский горсуд отказал Зареме Мусаевой в условно-досрочном освобождении. Отказ обусловлен политическим характером дела, но свою роль сыграли также довольно большой оставшийся срок и неправильная информационная политика защиты, сочли опрошенные "Кавказским узлом" юристы. Защита пообещала обжаловать решение суда.

В феврале Верховный суд Чечни частично удовлетворил жалобу на отказ в УДО Мусаевой и обязал Шалинский горсуд вновь рассмотреть ходатайство защиты. В самом освобождении Мусаевой апелляционная инстанция отказала, сообщил тогда адвокат.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* включены в реестр иностранных агентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
11.03.2024 в 14:59joetta.reynolds
Вы прямо на изменения в Верховном Суде замахиваетесь?)...
11.03.2024 в 16:01Игорь Сажин
Верховные суды по сути дают оценку судьям внизу. И по сложившейся практике, ищут в местных судах умных судей для поднятия в Верховный суд, поэтому реакция Верховного суда очень важна в этом деле и может быть они развернут дело. 
12.03.2024 в 00:13bertram
Всё может быть. Поживём - увидим...
12.03.2024 в 11:27Игорь Сажин
Немного подождем и оценим либо слабости Верховного суда, либо силу Верховного суда России. 
06.03.2024 в 15:06derrick
Наивные люди Вы люди, товарищи правозащитники, честное слово! С каких пор отсутствие доказательств вины в уголовном деле, служило в России поводом для отказа от уголовного преследования, и заключения человека в тюрьму? Тем более в Чечне? Какие доказательства вины были в делах тех же Руслана Кутаева и Оюба Титиева, которых посадили в тюрьму, банальным образом подбросив им наркотики? Это при том, что десятки, если сотни человек могли засвидетельствовать, что ни Руслан, ни Оюб не имели никакого отношения к наркотикам. Или взять дело журналиста Жалавди Гериева? Тоже посадили как бы «за наркотики». Тот же Никита Журавель, как сейчас выясняется, осужден в Грозном вовсе не за сжигание Корана, а перевод его смыслов. К тому же, это сожженная им книга «Свет ислама» и что-то там еще. вообще оказалась внесена в список экстремистской литературы. Поощрить надо бы Журавеля, а не в колонию отправлять.
06.03.2024 в 16:37Игорь Сажин
Т.е. получается, что Пятигорский суд понимает, что суд в Чечне всегда перебаршивает? Но при этом суд в Пятигорске не может, по каким-то видимо политическим причинам, вовсе отменить абсурдные приговоры. Видимо какая-то договоренность есть. А то тогда придется признавать, что суды в Чечне - это даже не суды?
06.03.2024 в 17:42shante
А нечего было жить с продажным судьей и думать что тебя не коснется зло частью которой твой уже кинувший тебя муженек был годами, а ты жила в доме и кушала суп который куплен на слезы тех кого твой муженек пересажал
13.03.2024 в 15:21antony
Всё в своё время...
07.03.2024 в 08:46deanna
Именно так. Суд в Чечне явно переборщил, но суд в Пятигорске не посмел отменить абсурдное решение по делу Заремы Мусаевой. Потому как Чечня, это вотчина Кадырова, в которой все законы подменены одним – «падишах сказал». У Кадырова де-факто своя собственная судебная система, свои правоохранительные органы, с прошлого года свои собственные Вооруженные силы, в лице нескольких сформированных им полков и батальонов, что формально находятся в подчинении Минобороны России и т.д. Он находится на особом положении, и только ему позволено фактически узурпировать власть в республике, и строить собственную монархию. Подчиняется Кадыров только одному человеку – президенту России Владимиру Путину. И он этим пользуется «на всю катушку».

07.03.2024 в 08:53felix
По-Вашему, состоять в законном браке с человеком, который работал судьей, это преступление? За которое надо сажать в тюрьму? Не надо смешивать абсолютно несовместимые вещи и понятия. Да, муж Мусаевой (как и любой другой судья в Чечне), мог выносить какие-то приговоры, по указке властей, но ставить это в укор жене, неправильно. Зарему Мусаеву посадили по явно сфальсифицированному делу, вот о чем, речь. Все прочее – частности.
07.03.2024 в 16:37Игорь Сажин
Но тогда поведение Пятигорского суда удивляют, ведь Пятигорский суд может поправлять решения районного суда и это вполне себе укладыватся в рамки права. Но только один вопрос, суд в Пятигорске боится политических решения властей в отношении себя, если не утвердит решения Чеченских судов? 
07.03.2024 в 17:50shante
Не преступление конечно. Она ведь наверняка не имела представлений о том что муженек ее является [...], однако не думала что карма ее настигнет когда сидела за столом со всеми этими [...] типа своего беглого муженька и его коллегами.  Муженек ее подставил в буквальном смысле кинув на руки [...] вместо себя.  Себя Сайд[...] спас прикрывшись за халат Путина, показывая корочку судьи. Сейчас Сайди, [...] нет ни стыда ни совести ни чести осел в Норвегии и живет на пособия беженца.  А должен был сидеть в тюремной камере за [...] которые совершал годами. Однако [...] правозащитники помогли ему уехать.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

07.03.2024 в 17:51shante
норвежцы приютили у себя [...] Сайди Янгул[...]. Не удивлюсь если [...] там под предлогом беженца работает в качестве стукача

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

08.03.2024 в 00:16winston
Время покажет. Может, что и изменится в отношении З.Мусаевой...
08.03.2024 в 07:32carylon
Вот Пятигорский суд и поправил аккуратно районный суд в Чечне, скостив Мусаевой аж 3 месяца тюрьмы. И рыбку съели. и Кадырову ....приятное сделали. Если бы не боялись кадыроидов, то приняли бы нормальное решение, с учетом: а) явных фальсификаций в уголовном деле в отношении Мусаевой; б) состояния ее здоровья.
08.03.2024 в 07:33carylon
Последняя надежда на Верховный суд России. Может там есть судьи посмелее, которые не боятся Кадырова. 
08.03.2024 в 07:39raquel.bartell
Никоим образом не оправдываю Сайди Янгулбаева, но там было одно но. С ним была его дочь, которую он и увез за границу. Да, он повел себя не по-мужски, бросив жену, но ему с этим жить. Может, он действительно должен был сидеть в тюремной камере, но куда больше этого заслуживает чеченский «падишах», его окружение и начальство кадырвоских силовых структур, у которых [...] выше головы. Мусаева здесь просто жертва обстоятельств.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

08.03.2024 в 07:42raquel.bartell
Норвежцы приютили не одного Сайди Янгулбаева, но и тысячи других беженцев из Чечни. Ну а то, кем он там "работает", нам с Вами знать не дано. Это просто пожилой человек, который одно время был всего лишь винтиком в системе власти, а потом попал под пресс этой самой системы, которую он защищал. Бог ему судья.
08.03.2024 в 12:20Игорь Сажин
Да, может быть мягкость Пятигорского суда - это предтеча, намек на изменения в Верховном суде? 
08.03.2024 в 14:19shante
ахаха винтиком в системе. то же самое можно и про кадырова сказать и пожалеть его на старости лет.  Янгульбаев настоящий [...] который должен сидеть в тюрьме до конца [...]

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

08.03.2024 в 14:20shante
вы не последовательный. Янульбаев совершал не меньше [...] чем кадыровцы он и был ярым кадыровцем который своими решениями придавал законность неправосудно посаженным людям.  чего стоит одно дело Кутаева [...]

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]