08:07 / 02.06.2024Правозащитники заявили об игнорировании отцами с Северного Кавказа решений судов по спорам о детях

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Даже если суд принимает решение оставить ребенка с матерью, отцы из регионов Северного Кавказа нередко выкрадывают детей и увозят на родину, откуда потом вернуть их достаточно сложно, отметили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитницы, комментируя историю жительницы Краснодара Марии Смелой. Особенно, по их словам, сложная ситуация в Дагестане, Ингушетии и Чечне.

Как писал "Кавказский узел", 9 мая правозащитный проект "Кавказ без матери" сообщил, что жительница Краснодара Мария Смелая, которая жаловалась на насилие со стороны мужа – выходца из Чечни, перестала выходить на связь после того, как супруг с сообщниками похитил ее вместе с ребенком из шелтера. Спустя несколько дней Смелая записала видеообращение, в котором опровергла сведения о том, что муж ее избивал. 30 мая стало известно, что Мария Смелая вновь обратилась к правозащитникам, заявив, что муж насильно забрал у нее полуторагодовалого ребенка. Она пояснила, что решила уйти от мужа из-за появления у него новой жены. 31 мая Смелая сообщила об угрозах расправы ее близким.

7 мая 33-летняя Мария Смелая была размещена в шелтере для женщин, пострадавших от домашнего насилия, за пределами Краснодарского края. Ранее она обратилась к правозащитникам с просьбой защитить ее от супруга, который, по ее словам, систематически избивал ее, вывозил в лес и угрожал расправой, когда она была беременна их сыном. Насилие, по ее словам, началось вскоре после их поездки к родственникам мужа в Грозный и заключения брака, сообщили правозащитники.

Уроженцы Чечни и Ингушетии "очень часто" забирают детей у матерей, сказала 1 июня корреспонденту "Кавказского узла" президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем "Кавказ. Мир. Развитие" Саида Сиражудинова, комментируя историю жительницы Краснодарского края Марии Смелой, у которой супруг - уроженец Чечни - забрал ребенка.

Суд достаточно часто встает на защиту матери, но это ничего не меняет.

"Это большая проблема на сегодняшний день, которая связана с традициями. Суд достаточно часто встает на защиту матери, но это ничего не меняет. Шансы у матерей невысокие и зависят от их усилий и терпения. В данном случае полиция предпочитает не вмешиваться, теряется время. Закон на стороне обоих родителей и дает им право на воспитание. Но мы сталкиваемся с тем, что закон просто не работает или не работает в пользу детей (они главная заинтересованная сторона и жертва), поэтому их ставлю на первое место, как и матерей", - рассказала она.

Сиражудинова напомнила о вышедшем зимой ее докладе. "Там был раздел о том, что страдают в первую очередь дети. Навязанные семье, партнерам они становятся главной жертвой ситуации", - отметила она.

Саида Сиражудинова опубликовала свой доклад "Домашнее насилие на Северном Кавказе: отчет по результатам мониторинга ситуации в регионе и анализа судебной практики". В нем представлены результаты исследования (мониторинга ситуации в регионе и анализа судебной практики), проведенного в 2022-2023 годах. Согласно отчету, в Чечне "убийства чести" - доминирующий мотив, по которому совершаются убийства женщин, из 31 приговора за убийства женщин 22 убийства были совершены по мотиву "убийства чести". В Ингушетии, как и в Чечне, угроза для женщин чаще исходит от самой семьи, а от внешних угроз, исходящих от гражданских лиц, женщины защищены. А в Дагестане намного чаще, чем в Чечне и Ингушетии, происходят убийства женщин посторонними, много случаев убийств в ходе ссор и во время хищения имущества.

Уроженцы Чечни, которые хотят отнять ребенка у супруги или партнерши, не идут в суд, предпочитая другие способы, заявила корреспонденту "Кавказского узла" дагестанская журналистка и правозащитница, соруководитель проекта "Отцы и Дочки" Аида Мирмаксумова.

"Если отец-кавказец решит забрать ребенка, то он сам его украдет. Даже из другой страны. Привезет в Чечню, а там родня поможет сделать фиктивные справки о том, что дети родились в Чечне, а мать якобы сбежала и бросила их. У меня был такой случай, когда детей украли аж из Австрии, так отец еще на алименты на мать подал", - рассказала она.

Мирмаксумова подчеркнула, что возможность вернуть детей матери сильно зависит от региона. "В основном особо негативная ситуация сложилась в Дагестане, Ингушетии и Чечне. В Чечню даже специально приезжают русские отцы и подают в суд, чтобы им отдали детей. Но в таком случае суд может и встать на сторону матери. А у кавказского мужчины есть семья и связи, он ими пользуется, а не идет в суд", - заметила она, назвав Чечню "глухим болотом", откуда ребенка очень трудно возвратить матери, особенно если отец - чеченец, а мать – нет.

Правозащитница также отметила, что в ряде случаев главным интересом для отца становится финансовый. "Тут можно либо подать на алименты, либо на соцвыплаты как отец-одиночка, либо инвалидность ребенку сфабриковать – и опять же получать деньги. И работать не нужно", - заметила она.

Мирмаксумова подчеркнула, что главными жертвами этих распрей оказываются дети, оторванные от матери против их желания. Упомянув случай с похищенными из Австрии детьми, она заметила, что, похитив детей, отцы часто перестают ими интересоваться и в лучшем случае отдают на воспитание родственникам. "Я видела видеоролик, в котором показывалось, что эти дети живут в каком-то сарае, еду им приносят туда почти как собакам. Мама их находится в Австрии и не может приехать. Какие она испытывает чувства - я даже представить себе не могу. А отец, как я уже упоминала, подал на алименты, подделав документы, что дети якобы родились в Чечне, а их мать сбежала и бросила их на него", - отметила журналистка.

Основной способ, при помощи которого мать может вернуть ребенка, похищенного мужем или партнером, это обращение в суд, сказала корреспонденту "Кавказского узла" руководитель самарского центра "Ты Не Одна" Ирина Серебрякова.

"Ей нужно показать свою дееспособность, возможность содержать ребенка (может быть, немного хуже, чем раньше, но содержать) и чтобы была какая-то крыша над головой. У нас некоторые женщины жили в нашем центре. Этого хватило, чтобы комиссия из опеки вынесла необходимое решение, и мать выиграла суд. В случае же если местонахождение ребенка (и отца) неизвестно, нужно обращаться в полицию. Также полицию можно привлечь, если отец нарушает условия выработанного в суде соглашения о возможности видеться с ребенком, не возвращая его к оговоренному сроку", - отметила она.

Серебрякова также подчеркнула, что для суда безразлично, на кого записан ребенок и у кого он прописан. "Суд с вероятностью в 90% примет решение в пользу матери. Обратное бывает только в том случае, если реально доказано, что мать себя аморально ведет и детьми не занимается", - заключила она.

Пресс-секретарь Кризисной группы СК SOS** Александра Мирошникова сообщила, что их организация сталкивалась с такими случаями. "Это действительно сильно распространено в некоторых республиках Северного Кавказа. Иногда это происходит без суда: то есть так просто принято, поэтому ребенок остается с отцом. Шанс отстоять ребенка в суде есть, хоть и небольшой. Однако через суд, например, женщина может получить возможность видеться с ребенком, забирать его на какие-то дни к себе и так далее, — то есть добиться общей опеки", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Мирошникова подчеркнула, что частота подобных случаев зависит от региона. "Например, шанс столкнуться с подобным в Северной Осетии у матери намного ниже. Реже что-то подобное происходит и в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. А еще есть корреляция по городам: чем меньше населенный пункт, тем выше шанс, что женщина может столкнуться с нарушением своих родительских прав. А еще важно отметить, что часто речь не идет о выборе между жизнью с отцом и жизнью с матерью. Нередки случаи, когда ребенок формально остается жить с отцом, но при этом его воспитанием занимаются родственники отца, а не он сам — таким образом ребенок по сути остается без обоих родителей", - сказала она. 

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

** включена в реестр иностранных агентов.

Автор:Александр Степанов
03.06.2024 в 00:07jayme.haag
Это как раньше - жди третьего указа)?...
03.06.2024 в 08:12susannah.oberbrunner
Как бы так, получается. 
04.06.2024 в 08:12kortney.johns
И я о том же.
02.06.2024 в 09:36daniel_koss
Только не надо сейчас все валить на отцов! Как ввело государство выплаты на детей до 18 лет, так многие женщины буквально взбесились. Уходят из семьи, подают в суд, забирают детей. а потом живут на их пособия. Как заканчиваются выплаты, отправляют своих чад обратно к отцу. 
02.06.2024 в 09:30kate_lebsack
Бросилось в глаза вот это заявление правозащитгицы и журналистки Мирмаксумовой: «Упомянув случай с похищенными из Австрии детьми, она заметила, что, похитив детей, отцы часто перестают ими интересоваться и, в лучшем случае, отдают на воспитание родственникам. «Я видела видеоролик, в котором показывалось, что эти дети живут в каком-то сарае, еду им приносят туда почти как собакам. Мама их находится в Австрии и не может приехать. Какие она испытывает чувства - я даже представить себе не могу. А отец, как я уже упоминала, подал на алименты, подделав документы, что дети якобы родились в Чечне, а их мать сбежала и бросила их на него», - отметила журналистка». Это достаточно серьезное обвинение. Дети, «живущие в сарае», и которым «еду приносят как собакам». Ни один уважающий себя отец, или любой другой родственник, что в Чечне, что в любом другом регионе Кавказа, не позволит себе так обращаться со своим ребенком, или детьми своих близких. Если и позволит, то другие родственники поставят его на место, поскольку такое бросает тень не только на какого-тот конкретного человека, но и на семью и род. Любой отец понимает, что дети это его будущее. Сегодня он заботится о них, завтра уже они будут заботиться о нем. Это понятно всем и каждому. Конечно, в семье не без урода, попадаются и такие родители, что позволяют себе жестоко обращаться с детьми, но за этим следует наказание. Как это было с несколькими женщинами, которые издевались над детьми своих мужей от первого брака. А то, что отцы зачастую увозят детей к себе домой, то в Чечне и Ингушетии принято, чтобы дети оставались именно с отцом, потому как в случае чего, именно с него и его близких будет затем спрос за любой проступок, что совершит их ребенок.

02.06.2024 в 09:48neil_swaniawski
Есть и такое. А то, что отцы увозят своих детей от бывших жен, особенно если речь о тех. что живут за границей, то объясняется это их неделанием, чтобы те выросли в другой среде, и переняли правила и привычки, что есть у европейцев. Приведут один случай. Родственник моего хорошего друга вначале 2000-х вывез свою семью в Европу. В семье было два малолетних ребенка. Отец и мать учили их родному языку, рассказывали о традициях и обычаях чеченцев, те росли, пошли в школу, неплохо учились, общались со своими сверстниками из числа местных. Как-то их 15-летняя дочь собралась на дискотеку со своими одноклассницами. Отец запретил, в ответ та заявила, что пожалуется на него в полицию, и скажет, что он ее избивает. Родитель был в шоке. Через месяц привез детей в Чечню «проведать родных», и обратно они уже не поехали. Никому не советует уезжать с детьми, особенно с девочками, в любую европейскую страну. 
02.06.2024 в 10:39takako
02.06.2024 в 10:51trent
То есть, пребывать и дальше во мраке предыстории, избегать вочеловечивания.
02.06.2024 в 09:53fletcher_pfannerstill
Ничего подобного тому, что сегодня творится на Кавказе, прежде не наблюдалось. Прежде мужчина был главой семьи, добытчиком и авторитетом для детей. Сегодня бразды правления перешли в руки женщин (не везде и не у всех), и они решают, что и как должно быть. 
02.06.2024 в 10:38analisa
Так все и есть. Матриархат пришел и на Северный Кавказ. Женщины сидят в министрах и начальниках,  командуя мужчинами, которые годятся им в отцы. 
02.06.2024 в 10:43takako
Авто с такой вот наклейкой на заднем стекле, встретилось на улице Грозного, Первый, это легендарный чеченский предводитель времен Кавказской войны, Байсангур Беноевский, второй - убийца полковника Буданова, Юсуп Темерханов, а третий, это Абдуллах Анзоров, убивший во Франции учителя Самюэля Пати, за демонстрацию карикатур на Пророка Мухаммада. Чеченские герои прошлого и настоящего.
02.06.2024 в 21:12Игорь Сажин
Мне недавно понравился один чиновник, который во всеуслышание заявил, что он не собирается исполнять решение суда, которое вынесли не в его пользу, а в пользу его жертвы, потом тихонько поправился: "Пока не пройдет все инстанции". Т.е. как только суды по настоящему начнут преследовать не исполнителей судов, тут вся спесь с этих крутых мачо тут же сойдет. Тягаться с государством - себе дороже!!!
03.06.2024 в 08:06demetrius
Интересно бы узнать, что Вы считаете "мраком предыстории" и "вочеловечиванием"? Мне лично претит всякая пропаганда низменных качеств человека, все эти ЛГБТ** и прочие движения, отрицание религии и т.п., что во многих "развитых странах", считается нормой. Человек должен оставаться человеком, а не превращаться в некое подобие скотины, озабоченной лишь тем, чтобы вдоволь пожрать, попить,  и валяться полдня на травке, пожевывая жвачку

** - движение признано судом в РФ экстремистским

03.06.2024 в 08:11susannah.oberbrunner
Так государство и держится на таких вот чиновниках, которые мнят себя непонятно кем и чем. И преследовать таких персонажей никто не будет, потому как они связаны круговой порукой с другими же, себе подобными. Зажрались "господа" чиновники, дальше некуда. Скоро еще захотят душ так по 700-800 крепостных себе завести, да в поместьях жить.,где будут устанавливать свои правила, карать и миловать любого по своей прихоти.
03.06.2024 в 21:19Игорь Сажин
Они ломают концепцию справедливости в государстве, а значти они создают некую свою элитарную систему справедливость, которая работает только на узкий круг элит и которая не сходится с взглядом населения на справедливость и вот результат, при любой возможности перемен, происходит сбой. Государству нужна мобилизация, а ее нет, потому что концепция справедливости элит и концепция справедливости большей части населения не совпадает. Власть вопиет о необходимости собирать силы нации в кулак, но этого не происходит. Садится на шею населению и уверять, что если бы на шее населения сидела какая-то другая задница, то было бы много хуже, - это не работает. 
04.06.2024 в 00:17peggie
Да, концепция справедливости элит и населения не совпадают. С вашими словами, в принципе, можно согласиться...
04.06.2024 в 08:11kortney.johns
С вами трудно не согласиться. В стране существует концепция справедливости для элит, и для остального населения. Первые живут по своим законам и правилам, что действуют только среди них, а вторые по тем законам, что установили первые. Да еще и содержат первых. Ни о каких общих скрепах, национальном единстве и всем остальном в этой ситуации говорить не приходится. 
04.06.2024 в 17:17Игорь Сажин
Получается, что любая мобилизация, не важно на какие нужды - это лишь манипуляция и самыми сильными игроками оказываются не идейные борцы за что-либо в религозном, этническом или рассовом плане, а те, кто плевать хотел на эту мобилизацию и делает все чтобы сделать только себе лучше, себе лучше и своим близким, но при этом не рверся в элиты, т.е. он делает себе лучше не за счет других. 
05.06.2024 в 23:31Игорь Сажин
Получается дельцы - борцы за мир? 
05.06.2024 в 07:24carter.bailey
Именно так все и обстоит. Наглядный пример - Чечня. Кадыров, его окружение, даже муфтий (человек как бы религиозный и мирный), активно пропагандируют "джихад" на Украине, но ни они сами, ни их родственники, туда ни ногой. Ну, разве что, для самопиара на пару часиков в тыл заедут, раздадут гостинцы бойцам и назад, с чувством выполненного долга.