НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Правозащитник Игорь Нагавкин был обвинен в краже ювелирных украшений и арестован. Находясь в СИЗО, добился выхода под подписку о невыезде. Позднее Нагавкин был приговорен к реальному сроку в колонии, однако смог вновь добиться освобождения. Против него было заведено новое уголовное дело - обвинение в дезорганизации работы СИЗО. Суд приговорил Нагавкина к условному сроку, но в сентябре 2024 года срок был заменен на реальный. Главное о пребывании правозащитника в заключении и на свободе - в справке "Кавказского узла".
Правозащитник из города Калач-на-Дону Волгоградской области Игорь Нагавкин оказывал помощь заключенным и их родственникам, привлекал внимание к пыткам и частой гибели людей в тюрьмах и колониях, боролся с распространением наркотиков. Поводом для начала правозащитной деятельности послужила смерть его брата в тюремной больнице, где тот оказался по подозрению в сбыте наркотиков. Нагавкин был членом Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Волгоградской области.
Также Нагавкин занимался проблемами экологической безопасности - способствовал прекращению выгрузке комовой серы в порту Калача-на-Дону, противостоял застройке парка, организовывал расчистку местного пляжа.
28 сентября 2016 года полиция пришла к Нагавкину с обыском, предъявив обвинение в краже драгоценностей, и задержала его. По версии следствия, Нагавкин вместе с "неустановленными лицами" якобы вскрыли ломбард, но украсть оттуда ничего не смогли по не зависящим от них обстоятельствам". Что это за обстоятельства, в материалах дела не сообщалось. Ни отпечатков пальцев, ни свидетелей "кражи" полиция не представила.
В волгоградском СИЗО правозащитник объявил голодовку, протестуя против незаконного, по его мнению, ареста и неоказания медицинской помощи. В ходе суда за него поручились исполнительного директора движения "За права человека" Льва Пономарева*, а также председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой.
В апреле 2017 года Нагавкин был переведен в московскую Бутырскую тюрьму, где он в середине августа вновь объявил голодовку, требуя встречи с представителями прокуратуры и Следственного комитета. Когда Нагавкин находился уже предобморочном состоянии его посетили сотрудники прокуратуры 1 сентября.
В декабре того же года он, находясь в заключении, был избит.
16 ноября 2018 года Игорь Нагавкин был освобожден из-под ареста под подписку о невыезде решением Мосгорсуда. Нагавкин вернулся в Калач-на-Дону, где продолжил правозащитную деятельность, в частности занимался проблемой мусорных свалок.
30 апреля 2021 года Нагавкин потребовал от силовиков 300 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. В иске ему было отказано.
Зимой 2023 года продолжился процесс по делу о краже из ломбарда. 14 марта 2023 года обвинение запросило 8 лет колонии общего режима для него. Нагавкина суд приговорил к шести годам лишения свободы. Позже прокуратура требовала увеличить срок Нагавкину на два года. Нагавкин отказался просить о смягчении приговора на апелляционном суде. Но Волгоградский облсуд частично удовлетворил апелляцию, сократив ему срок лишения свободы на два месяца.
Осенью 2023 года Нагавкин направил в следственные органы жалобы, в которых заявил о том, что руководство СИЗО-5 оскорбило его чувство верующего, запретив пользоваться иконками во время молитв. Адвокат Нагавкина сообщил, что в отношении его подзащитного ведется новое следствие по факту оказания сопротивления сотрудникам СИЗО.
Трое сотрудников СИЗО-5 обвинили Игоря Нагавкина в том, что он угрожал им во время насильственного помещения в камеру к подозреваемым в преступлениях против половой неприкосновенности. Против Нагавкина было возбуждено уголовное дело о дезорганизации работы СИЗО.
На суде в ноябре 2023 года свидетели обвинения не смогли ответить на вопросы адвоката о том, в чем выразилась дезорганизация работы СИЗО. В январе 2024 года адвокату удалось договориться о мировом соглашении с администрацией СИЗО, но суд по делу о дезорганизации работы СИЗО продолжился.
7 марта 2024 года он объявил бессрочную голодовку. В заявлении Нагавкин написал, что поводом для “крайней меры послужило систематическое нарушение моих прав при содержании в СИЗО-5".
В начале апреля 2024 года Кассационный суд в Краснодарском крае отменил решение Волгоградского областного суда, оставившего в силе приговор Нагавкину по делу о краже. Дело вновь было направлено на рассмотрение в апелляционную инстанцию. Прокуратура заявила, что Игорю Нагавкину следует смягчить приговор по делу о краже и освободить от наказания в связи с истечением срока давности.
23 апреля 2024 года Волгоградский облсуд переквалифицировал действия с тяжких до средней тяжести и освободил Игоря Нагавкина из заключения в связи с истечением срока давности. В этот же день правозащитник покинул территорию СИЗО-5 в Ленинске.
14 мая 2024 года на заседании суда по делу о дезорганизации работы СИЗО Игорь Нагавкин попросил признать недопустимым доказательством лингвистическую экспертизу его высказываний. Также Нагавкин подал жалобу руководству полиции, потребовав привлечь экспертов к ответственности. Прокурор Ленинского района Волгоградской области предложил приговорить Нагавкина к трем годам колонии-поселения.
Игорь Нагавкин направил жалобу председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину о фальсификациях в деле о краже в ювелирном магазине. В обращении он попросил Бастрыкина о "личном вмешательстве" и "личном контроле" в расследовании фактов "коррупции".
25 июня 2024 года прокурор потребовал приговорить Игоря Нагавкина к трем годам колонии-поселения. Сам правозащитник заявил о невиновности, а в прениях указал на незаконность работы эксперта-лингвиста и недопустимость использования ее выводов в суде. Нагавкин подчеркнул, что фразу, на которой строится обвинение, эксперт придумала. Он заявил и о других нарушениях, выявленных при анализе уголовного дела.
26 июня 2024 года суд в Волгоградской области, признал Игоря Нагавкина виновным в дезорганизации работы следственного изолятора и приговорил его к двум годам условного срока. Правозащитник сообщил, что намерен добиваться признания своей невиновности.
29 июля 2024 года Игорь Нагавкин обжаловал приговор по делу о дезорганизации работы следственного изолятора. В апелляционной жалобе Нагавкин потребовал отменить приговор, указав на допущенные судом нарушения. Всего их 13 - ущемление его права на защиту и нарушение процессуального закона при производстве по заведенному уголовному делу. Эти доводы Нагавкин излагал ранее в ходе судебного процесса.
15 августа 2024 года Четвертый кассационный суд Краснодара оставил приговор областного суда Игорю Нагавкину по делу в краже ювелирных изделий в силе. Изменения наказания с условного срока на реальный требовала прокуратура. Нагавкин просил кассационный суд оправдать его, но суд отказал.
12 сентября 2024 года в Волгоградском областном суде оспаривался приговор Игорю Нагавкину, вынесенного Ленинским районном судом по делу об дезорганизации работы СИЗО.
Нагавкин в апелляционном заявлении Нагавкин перечислил ряд процессуальных нарушений и отметил непрофессионализм и субъективизм эксперта. Он подал ходатайство о назначении повторной лингвистической экспертизы с привлечением нового лингвиста, а также фоноскописта и психолога. Ходатайство судья отклонила.
Во встречной жалобе прокурор Горбунова заявила, что результаты лингвистической экспертизы законны и обоснованы, а процессуальные нарушения несущественны. Прокуратура потребовала назначить Нагавкину реальный срок лишения свободы.
Нагавкин попросил суд не проводить прения, так как посчитал их бессмысленными.
Судья Василий Боховко постановил отменить приговор Ленинского районного суда и назначить реальный срок лишения свободы в колонии-поселении сроком на два года.
В октябре 2024 года, перед тем как отправиться в колонию-поселение, Игорь Нагавкин в кассационной жалобе указал на нарушения при рассмотрении дела и потребовал отменить приговор.
Находясь уже в колонии-поселении в Урюпинске, Нагавкин пожаловался на условия содержания осужденных и потребовал провести проверку. По словам правозащитника, неподобающие условия содержания в колонии-поселении угрожают жизням и здоровью осужденных. В частности он указал на превышения положенных сроков содержания в ШИЗО, нарушениях руководством распорядка дня для осужденных, о поборах и вымогательствах денег среди осужденных, которые не пресекает администрация. Нагавкин также указал на бездействие чиновников, к которым он обращался по этим нарушениям.
19 ноября 2024 года стало известно, что Нагавкин помещен в ШИЗО колонии. Формальным поводом стала лежащая на тумбочке книга, но правозащитники уверены, что Нагавкин наказан за жалобу на условия в учреждении.
13 декабря 2024 года стало известно, что Нагавкина не выпустили из штрафного изолятора, хотя истек срок второго подряд наказания.
16 декабря 2024 года в Урюпинском районном суде начался процесс по вопросу изменения вида исправительного учреждения для Игоря Нагавкина. Инициатором судебного процесса является руководство колонии-поселения, в которой правозащитник отбывает свой срок. Врио председателя фонда "В защиту прав заключенных"* Валентин Богдан, который представляет интересы Нагавкина в суде, сообщил, что суд акцентирует внимание именно на "перережиме". Определение законности или незаконности вынесенных Нагавкину взысканий за нарушения дисциплины и режима в сферу интересов этого суда не входит.
* внесен Минюстом в реестр иностранных агентов.