Суд по делу бывших руководителей непризнанной Нагорно-Карабахской республики, обвиняемых в военных преступлениях, проходит в рамках Уголовного кодекса Азербайджана и не требует вмешательства международных структур, заявили пользователи Facebook*.
Как писал "Кавказский узел", аналитики назвали формальным проходящий в Баку процесс по делу карабахских лидеров. Они указали, что на процесс не допущены международные организации, дипломаты и независимые журналисты, а решение по делу будет принято в аппарате президента Азербайджана.
31 октября в Баку завершилось судебное следствие по делу бывших чиновников Нагорного Карабаха, обвиняемых в военных преступлениях. Обвинение запросило для Араика Арутюняна, Давида Ишханяна, Давида Бабаяна, Левона Мнацаканяна и Давида Манукяна пожизненное заключение, для остальных - от 20 лет лишения свободы.
Публикация "Кавказского узла" с мнениями аналитиков вызвала реакцию у пользователей Facebook*. К 12.55 мск 17 ноября под двумя публикациями на эту тему размещено соответственно 79 и 474 комментария. Авторы многих комментариев сочли уголовный процесс внутренним делом Азербайджана, не требующим вмешательства международных структур.
"Судебный процесс идёт в национальной юрисдикции, и это абсолютно нормальная практика. Во всём мире дела о преступлениях, совершённых на территории государства, рассматриваются именно его судами. Международный уровень подключается только в исключительных случаях", - заметил, в частности, Rauf Aliyev.
Международные инстанции рассматривают межгосударственные споры, а не дела конкретных лиц
"Международные инстанции рассматривают межгосударственные споры, а не дела конкретных лиц, совершивших преступления на определённой территории", - написал Ramin Quliyev.
Армянонаселенный Нагорный Карабах провозгласил свою независимость в сентябре 1991 года. Армения за более чем 30 лет так и не признала его суверенным государством, говорится в справке "Кавказского узла" "Кто же все-таки признал Карабах?".
"Аргумент о «закрытости» суда выглядит преувеличенным. Процессы по делам о военных преступлениях редко бывают полностью открытыми — и в Европе, и в США ограничения доступа тоже применяются довольно часто, чтобы не нарушать права участников", - высказалась Nigar Mammadova.
"Нельзя игнорировать то, что обвиняемые долгие годы занимали руководящие посты в [...] структуре, которая фактически действовала вне международного права. Это уже само по себе делает их фигурантами уголовного разбирательства", - написал Arif Suleyman.
Под судом находятся 15 бывших карабахских чиновников, в том числе бывшие президенты Араик Арутюнян, Бако Саакян и Аркадий Гукасян, а также бывший спикер парламента Давид Ишханян и бывший госминистр Нагорного Карабаха Рубен Варданян, дело последнего слушается отдельно. Им предъявлены обвинения по более чем 20 статьям, в деле насчитывается 2548 эпизодов. "Кавказским узлом" подготовлена справка "Варданян и 15 руководителей Карабаха: главное о судах в Баку".
Пользователь Ilaha Karim прокомментировал отказ Рубена Варданяна от адвоката. "Отказ подсудимого от адвоката — распространённый приём в делах с политизированной повесткой. Это не делает суд «нечестным» автоматически, просто включает предусмотренный законом механизм назначения защиты", - написал он.
"Важно различать понятия «военнопленный» и «лицо, подозреваемое в совершении преступлений». Если следствие предъявило доказательства конкретных действий, квалифицированных как уголовные, статус пленного больше не применим", - заявил Tamerlan Huseyn.
"Объём материалов — сотни томов — свидетельствует о масштабности расследования, а не о его фиктивности. Такие цифры бывают только тогда, когда проводятся многочисленные экспертизы, допросы и сбор доказательств", - высказала мнение Elza Mursalova.
"Задача суда — установить индивидуальную ответственность. То, что обвиняемые представляют определённую сторону конфликта, не освобождает их от необходимости отвечать за действия, которые подпадают под уголовные статьи", - указал Eldar Mammad.
В подобных историях особенно важно не подменять юридическую плоскость политическими эмоциями
"В подобных историях особенно важно не подменять юридическую плоскость политическими эмоциями. Если есть доказательства преступлений, они должны быть рассмотрены, независимо от политических взглядов обвиняемых", - заметила Rena Kazimova.
"Суд в итоге рассматривает не историю конфликта в целом, а конкретные эпизоды, подтверждённые доказательствами. И именно в этом заключается принцип правосудия — индивидуальная, а не коллективная ответственность", - написала Vafa Hajiyeva.
Напомним, и армянские, и азербайджанские военные в ходе 44-дневной войны 2020 года обезглавливали пленных и глумились над трупами противника, заявили эксперты после изучения и проверки на подлинность видеозаписей из Нагорного Карабаха. Международным организациям следует проследить за ходом расследования военных преступлений, совершенных всеми сторонами карабахского конфликта, заявили опрошенные "Кавказским узлом" азербайджанские правозащитники.
19-20 сентября 2023 года Азербайджан провел масштабные боевые действия в Карабахе. 20 сентября 2023 года была достигнута договоренность о прекращении боевых действий и разоружении карабахской Армии обороны, а с 1 января 2024 года Нагорно-Карабахская республика прекратила свое существование в соответствии с указом ее последнего президента Самвела Шахраманяна. К 7 октября 2023 года в Армению прибыли 100 632 вынужденных переселенца из Нагорного Карабаха. "Кавказским узлом" подготовлена справка "Начало и конец непризнанной Республики Арцах".