Во время пребывания в трудовом рабстве на ферме в Калмыкии жительница Ростовской области, по ее словам, была избита и изнасилована. МВД республики отрицает версию пострадавшей, ссылаясь на отсутствие заявления от нее.
Как писал "Кавказский узел", в январе 2024 года стало известно, что бывший участник СВО на вокзале в Ростове-на-Дону согласился на предложение поработать на ферме в Калмыкии и попал в трудовое рабство. Сбежать ему удалось лишь со второй попытки. Этот случай не уникален, а на юге России проблема трудового рабства наиболее остра в Ростовской области и на Ставрополье, сообщили в движении против рабства "Альтернатива".
"Рекрутеры" ищут потенциальных работников на вокзалах крупных городов, чаще всего жертвами работорговцев становятся люди из провинции, приезжающие на заработки, говорится в справке "Кавказского узла" "Рабство на Северном Кавказе".
35-летняя жительница небольшого поселка в Ростовской области в ноябре 2025 года попала на ферму в Калмыкию после того, как на автовокзале в Ростове-на-Дону житель Калмыкии, представившийся Алексеем, предложил ей работу - пасти овец на его ферме, сообщает сегодня 161.ru.
В публикации женщина названа Маргаритой, но издание отметило, что имена некоторых героев публикации изменены по их просьбе. Маргарита рассказала изданию, что после знакомства с работодателем оказалась на ферме около поселка Ачинеры в Калмыкии. Там работала еще одна женщина, уроженка Ставрополья, которая за год работы получила деньги только на одежду и обувь.
Он привез ее обратно, и за побег ее избили
Маргарита требовала отвезти ее обратно, но получала отказы. Женщины жили в маленькой пристройке и каждый день ходили пасти баранов в степи. Однажды Маргарита решилась на побег, но ее поймал представитель силовой структуры и вернул на ферму. "Он привез ее обратно, и за побег ее избили", - рассказал изданию муж Маргариты Олег.
Избиением закончилась и вторая попытка побега. В тот день, по словам женщины, приехавший родственник владельца фермы изнасиловал ее «в наказание» за побег. Хозяин фермы Алексей после этого пообещал ей, что изнасилование «больше не повторится».
После месяца рабства Маргарита уговорила вторую женщину дать ей телефон, чтобы связаться с мужем. Тот вышел на связь с волонтерами движения «Альтернатива», после чего Маргариту, в третий раз сбежавшую с фермы, удалось найти. Затем они поехали в один из ближайших полицейских участков.
Туда же приехал мужчина, которого Маргарита обвиняет в изнасиловании. Она написала заявление, но не получила талон о регистрации обращения в книге учета сообщений о происшествиях. По словам женщины, о том, что она должна была получить такой талон, она узнала позже.
Силовик, который, по словам Маргариты, дважды возвращал ее в рабство, тоже приехал в участок и отрицал, что привозил ее на ферму, рассказал муж женщины.
Однако в конце декабря сотрудники управления собственной безопасности МВД Калмыкии приехали к Маргарите и Олегу, чтобы взять у них показания. "С 161.ru связался сотрудник МВД, бравший показания у семейной пары. По его словам, УСБ проводит проверку действия полицейских", - говорится в публикации.
При этом в полиции Ростовской области изданию подтвердили, что Олег обращался с заявлением о том, что Маргариту «насильно удерживает работодатель». Это заявление полицейские передали коллегам в Калмыкии, отмечается в публикации.
МВД Калмыкии прокомментировало историю жительницы Ростовской области 24 декабря 2025 года в своем телеграм-канале.
"В одном из телеграм-каналов была выявлена информация о якобы принудительном труде жительницы Ростовской области на животноводческой стоянке Калмыкии и совершении в отношении нее насильственных действий. По данному факту МВД по Республике Калмыкия сообщает, что указанная информация является недостоверной", - заявило ведомство.
Работала на выпасе скота на добровольной основе, за заработную плату
Женщина "работала на выпасе скота на добровольной основе, за заработную плату", утверждается в публикации. "В органы внутренних дел Калмыкии каких-либо обращений от указанной гражданки, в том числе о совершении в отношении нее противоправных действий, не поступало", - сообщило министерство.
Проводилась ли процессуальная проверка версии о нарушении прав женщины, ведомство не уточнило.
Напомним, в июне 2025 года стало известно, что волонтеры при помощи полиции освободили 11 человек, которых удерживали на сельхозпредприятии в Славянском районе Кубани. "Их зазывали у метро и вокзалов, обещали хорошие условия проживания, работу в садах на свежем воздухе, оплату до 3000 рублей за смену с ежедневными выплатами. Как рассказали постояльцы, любые самостоятельные передвижения вне огороженной территории и даже по ней – запрещены, всё с разрешения и сопровождением. За нарушение правил били, попытки побега пресекались. Среди постояльцев - люди, отработавшие от нескольких дней до полутора лет. Никто из них не получал зарплату ни разу", - сообщило движение "Альтернатива".
В Калмыкии мы встречали около 20 таких случаев
Трудовое рабство – проблема, характерная для всей России, в том числе на юге страны, сообщил в мае 2019 года руководитель "Альтернативы" Олег Мельников. "В Калмыкии мы встречали около 20 таких случаев, в Дагестане – чуть больше, в Чечне – чуть меньше, в Ингушетии было 5-7 случаев, в Краснодарском крае – около 40, в Ростовской области – где-то 20-30", – рассказал он.
Помочь выбраться из трудового рабства можно лишь тому, кто сам заявит, что является подневольным работником, рассказал Олег Мельников в январе 2020 года, после освобождения в Дагестане трех человек. Уголовные статьи за рабский труд есть, но они практически не работают, подтвердил тогда адвокат Абусупьян Гайтаев.
В трудовое рабство попадают люди, которые не привыкли отстаивать свои права и боятся мести, это позволяет их вербовщикам и эксплуататорам оставаться безнаказанными, указали ранее в движении "Альтернатива". На Северном Кавказе рабство было нормой до начала ХХ века, отметила этнограф Ольга Шафранова.