Динаре Бутдаевой, подозреваемой в помощи действующим в Дагестане боевикам, оружие подбросили представители правоохранительных органов, утверждает адвокат задержанной Зиявутдин Увайсов.
15 января Увайсов посетил изолятор временного содержания города Хасавюрта (Дагестан), где находится Динара Бутдаева, которую местные милиционеры задержали 11 января.
Увайсов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что состояние Динары Бутдаевой относительно удовлетворительное, к ней в отличие от первых дней, когда со стороны милиционеров неоднократно звучали угрозы, что вывезут в Ханкалу, отношение удовлетворительное.
Он также заявил, что подзащитная ни в чем не виновата, а оружие ей подбросили.
По данным правозащитного центра "Мемориал", 12 января около 13.00 Динару Будтаеву переправили в Хасавюртовское ОВД для допроса в качестве свидетеля. Динара от дачи показаний отказалась. Со слов задержанной, в Хасавьюрте она была подвержена насилию и угрозам. Применив силу, ей вложили в руки пистолет и велели сказать, что это пистолет ее мужа Макашарипова и что она помогала ему его чистить. Ей также угрожали переправкой на российскую военную базу в Ханкале.
Адвокат получил возможность поговорить с подзащитной только 13 января, после судебного заседания, на котором Будтаевой была избрана мера пресечения . заключение под стражу в связи с подозрением в незаконном хранении оружия и отрицательной характеристикой ее личности, представленной Центром по борьбе с экстремизмом.
Напомним, что в сводках МВД Дагестана сообщалось, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники Кизилюртовского ОВД обнаружили и изъяли у Бутдаевой, которая ехала в маршрутке из Хасавюрта в Кизилюрт, гранату Ф-1, две 200-граммовые тротиловые шашки, 26 патронов калибра 9 мм, три мобильных телефона, семь SIM-карт, книгу "Нравы мусульманина" и 700 долларов. Через два дня поступило сообщение, что в Хасавюрте около железнодорожного переезда в водосточной трубе стражи порядка обнаружили сумку с пистолетом-пулеметом "Борз" и около тысячи патронов. Милиционеры заявили, что и сумка принадлежит Бутдаевой.
Динара Бутдаева является сестрой Вадима Бутдаева, который, по мнению дагестанских силовиков, руководил махачкалинской группой боевиков и которого убили в ходе спецоперации в Махачкале осенью 2008 года. Его обвиняли в убийстве оперуполномоченного Арсена Закарьяева и телеведущего исламского телеканала Абдуллы Алишаева.
Динара Бутдаева была женой другого руководителя боевиков Расула Макашарипова, убитого летом 2005 года. В правоохранительных органах также утверждают, что Динара Бутдаева вербовала девушек для организации шариатских браков с боевиками и подготовки "шахидок".
Сестра Динары Бутдаевой Гюльнара Рустамова является членом общественной правозащитной организации "Матери Дагестана за права человека".
Гюльнара Рустамова считает, что сестра, также как и убитый брат, не имеют никакого отношения к боевикам: "Моего брата все время преследовали милиционеры, поэтому он вынужден был оставить родной дом, потом его убили и свалили на него все убийства, которые случились в последнее время в Дагестане. Теперь взялись за сестру. Но я знаю, что она не виновата, ей оружие подбросили".
Председатель независимого профсоюза предпринимателей Дагестана Исалмагомед Набиев сообщил, что ситуация уникальна: "Каждый шаг Динары, звонок, разговор прослеживается. Она без присмотра силовиков абсолютно ничего не может делать. И при такой слежке ее ловят чуть ли не с арсеналом оружия в руках. Кто может поверить в это?".
Набиев также отметил, что задержание Бутдаевой является составной частью политики дискредитации правозащитной организации "Матери Дагестана за права человека".
"Организация - кость в горле местной власти и милиции. Только ее члены сегодня заняты реальной правозащитной деятельностью. Вначале организацию обвиняли, что ее финансируют из-за рубежа, теперь хотят связать с подпольем боевиков. Но мало кто знает, что у "Матерей Дагестана" нет денег даже на оплату телефонных разговоров", - сказал Набиев.
Как сообщал "Кавказский узел", ранее ФСБ допрашивала Гульнару Рустамову по поводу ее брата Вадима Бутдаева, обвиняемого в связях с боевиками. Сама Рустамова отрицает связь ее семьи с боевиками, а руководитель организации Светлана Исаева отмечает трудности в работе из-за давления милиции.
Напомним, что в Дагестане с весны 2008 года правозащитная организация "Матери Дагестана за права человека" заявляет о развернувшейся против нее кампании, нацеленной на дискредитацию. В марте текущего года Гульнара Рустамова обратилась к Московской Хельсинкской группе и Правозащитному центру "Мемориал" с письмом, указывающим на "произвол и безнаказанность" силовых структур республики.