Предсказания о том, что в ближайшее время России может вновь напасть на Грузию, не имеют под собой оснований, считает военный эксперт Вахтанг Майсая, член Ассоциации политических наук Грузии и США. Свою точку зрения он изложил и обосновал 3 марта в газете The Gerogian Times.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что президент России Дмитрий Медведев разместил в своем видеоблоге комментарий по поводу августовских событий в Южной Осетии и Грузии.
"Впервые за долгое время России пришлось вести военные действия для защиты своих граждан, для защиты мирного населения от той агрессии, которая была развязана руководством Грузии. Эти события заставили нас еще раз пересмотреть ситуацию, связанную с отстаиванием наших интересов на внешнеполитической арене. Я считаю, что те решения, которые были приняты, показали правильность того, что было сделано, показали необходимость принятых шагов", - сказал Медведев.
Поводом для статьи грузинского автора, озаглавленной "Война с Россий: настоящая проблема или придуманная?", стали, однако, не слова Медведева, а утверждения, высказанные ранее российским военным экспертом Павлом Фельгенгауэром. Напомним, он заявил, что новая война с Грузией может начаться в мае-июне текущего года, и в ходе нее Россия захватит грузинскую столицу.
"Официальные лица Грузии выразили сомнение, что РФ вновь развяжет войну на фоне экономического кризиса и внутреннего социального недовольства, хотя возможность провокаций и инцидентов в конфликтных регионах исключать нельзя. В любом случае Грузия должна быть готова к попыткам Кремля вызвать эскалацию напряженности в Абхазии и Цхинвальском регионе и использовать международные рычаги для максимальной нейтрализации этих угроз", - писала по этому поводу газета "Наша Абхазия".
"Хотя в аргументах российских аналитиков есть рациональное зерно - например, тот факт, что российские военные до сих пор находятся совсем близко от Тбилиси, - все же новая война крайне маловероятна в ближайшее время, по крайней мере в ближайшие 6 месяцев", - считает, тем не менее, Вахтанг Майсая.
В обоснование своей точки зрения он приводит пять аргументов.
Во-первых, в самой российской армии сейчас происходят реформы и изменения, которые делают ее плохо приспособленной для полномасштабной операции.
Во-вторых, в кризисе находится российская экономика, которая просто не выдержит дополнительные военные расходы в сумме 5 миллионов долларов в день.
В-третьих, Россия и так достаточно уверенно чувствует себя на Южном Кавказе с военными базами в Абхазии и Южной Осетии, Габалинской РЛС в Азербайджане и базой в Гюмри в Армении.
В-четвертых, основной проблемой внутренней политики России является Северный Кавказ, и именно на нем будут сконцентрированы все усилия в ближайшее время.
Наконец, в-пятых, российское правительство ищет контактов с новой американской администрацией и хочет выглядеть в ее глазах надежным партнером, что исключает новую войну на Кавказе.
"Никто не знает, что в головах у тех, кто принимает решения в Кремле. Однако давайте все же надеяться, что в ближайшее время войны не будет", - заключает эксперт.
Широкомасштабные боевые действия между грузинскими и югоосетинскими воинскими подразделениями начались в ночь на 8 августа. К конфликту присоединилась Россия, и война в Южной Осетии перешла в вооруженное противостяние Грузии и России. 12 августа президент России Дмитрий Медведев принял решение "о завершении операции по принуждению Грузии к миру" и выдвинул условия окончательного регулирования конфликта в Южной Осетии.
26 августа президент РФ подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Президент Грузии Михаил Саакашвили охарактеризовал это решение руководства России как "беззаконие" и призвал руководителей ведущих государств мира и международных организаций максимально ускорить интеграцию Грузии в НАТО и ЕС.