Российские правозащитники шокированы убийством адвоката Станислава Маркелова, работавшего по делам Буданова и "Кадета", связанным с убийствами мирных жителей Чечни.
"Ненависть к журналистам - к этому уже привыкли. Но адвокаты... Когда страной руководят два юриста - это просто недопустимо!" - заявил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель центра экстремальной журналистики Олег Панфилов.
"Стас заходил к нам. Иногда часто. Чаще - когда придется. Хотел с нами работать, - делится Олег Панфилов. - Всегда громко говорил. А когда я пару раз сделал замечание, он ответил, что это профессиональная манера говорить. Был несколько дней назад. Зачем приходил, не помню. Общался с нашими юристами. Что-то они обсуждали. Смеялись. Теперь его нет..."
"Мне очень трудно говорить. Я хорошо знала и работала с этим человеком. Гибель таких людей как Маркелов - позор для нашей страны", - сказала "Интерфаксу" глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.
"Это совсем еще молодой человек. На редкость бескорыстный и с гражданской позицией. Как адвокат он брался за дела, которые не приносят доходы, но которыми интересуются правозащитники", - сказала Алексеева, которая возглавляет старейшую в России правозащитную организацию. По словам Алексеевой, у Маркелова остались маленькие дети.
Убийство Маркелова - это объявление войны. Теперь государство должно решить, на чьей оно стороне, заявила сотрудница Правозащитного центра "Мемориал" Наталья Эстемирова.
"Не могу поверить. Долговязый, веселый, отчаянный, озорной, не признающий никаких преград. В последний раз говорила с ним по телефону несколько дней назад по делу Эльзы Кунгаевой", - рассказывает Эстемирова.
Она поведала, что в первый раз Маркелов приехал в Грозный вместе с Анной Политковской как адвокат жителя Грозного Астемира Мурдалова.
"Его сына Зелимхана в 2001 году забрали во временный отдел милиции Октябрьского района Грозного, где работали милиционеры из Ханты-Мансийского округа, жестоко избили, после этого он исчез. До суда дело дошло только в конце 2003 года благодаря огромным усилиям и таланту прежде всего Политковской, но следователь сделал все, для того, чтобы дело рассыпалось в суде. Перед судом предстал только один из преступников Сергей Лапин. Закончился процесс только в марте 2005 года. То, что он все-таки получил свой срок - заслуга Станислава Маркелова. Судья больше года не решался даже объявить о взятии Лапина под стражу, прокурор временами выступал как адвокат Лапина. Только благодаря таланту, настойчивости и бесстрашию адвоката Лапин был осужден", - говорит Эстемирова.
"Кому мешал Стас? Минину и Прилепину. Они были начальниками Лапина, следователь не счел нужным привлечь их к ответственности, только на суде, благодаря великолепной работе Маркелова выявилась их вина, и они были объявлены в розыск. Ищут до сих пор. А вот Станислава уже нашли", - рассказывает правозащитница.
Наталья Эстемирова также заявила, что после подачи жалоб на условно-досрочное освобождение Маркелову приходили сообщения с угрозами. "Ты безмозглое животное... опять влез в дело Буданова??!!! Придурок, не мог найти более спокойный способ самоубийства??? Иди быстрее в центр трансплантологии, может твои внутренности там кому-нибудь пригодятся, хоть не зря сдохнешь... может денег еще дадут... Ты в натуре решил этот год сделать лучше, освободив нас от твоего присутствия?!.", - приводит содержание одного из SMS-сообщений Наталья Эстемирова.
Об угрозах Маркелову сообщил сам адвокат правозащитнику, лидеру движения "За права человека" Льву Пономареву. "Я предостерег Маркелова, спросил, не боится ли он, а он сказал, что "мне регулярно звонят с угрозами", - заявил Пономарев.
"Он шел с пресс-конференции по УДО Буданова. След для следствия должен быть очевиден. Но он был также одним из самых острых адвокатов в России. Он поддерживал потерпевших в делах по убийству антифашистов в Москве. Маркелов был самым известным адвокатом в России, который выступал против нацистов. На нацистских сайтах висели угрозы его жизни, это абсолютно точно", - заявил Пономарев.
"У следствия должно быть две версии. Первая - месть за Буданова. Возможно, этот человек был на пресс-конференции, и услышанное заставило его выстрелить. Убийство в людном месте не выглядит как подготовленное", - сказал правозащитник. По его мнению. Вторая версия связана с местью нацистов.
"Мы будем следить за тем, чтобы следствие шло объективно. Я обещаю общественный контроль за расследованием, а если нужно - помощь следствию", - добавил Пономарев.
По словам члена правозащитной организации "Мемориал" Александра Черкасова, "это исключительное убийство исключительного человека".
"Маркелов был адвокатом по знаковым чеченским делам - Буданова, делу Кадета Лапина, исчезнувшего Салиха Масаева. Он также вел "благовещенское дело" 2004 года. В конце 90-хх годах по сфабрикованным делам о терроризме его даже пытались привлечь в качестве свидетеля, чтобы не допустить участия в качестве адвоката", - рассказал Черкасов корреспонденту "Кавказского узла".
На вопрос правозащитнику, опасается ли он высказывать обвинения против Буданова, Черкасов ответил, что ничего не изменилось "с 2000 года, когда исчезали люди в Танги-Чу". "По трем исчезновениям тогда были возбуждены уголовные дела, но приостановлены в связи с "невозможностью установить лица, которые должны быть привлечены в качестве виновных". На сегодняшний день изменилась техническая деталь - найдено больше трупов. Уголовные дела должны быть возбуждены", - заявил Черкасов.
Напомним, накануне убийства, вечером 18 января, Станислав Маркелов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что в настоящее время проводится доследственная проверка в отношении новых фактов тяжких преступлений, к которым может быть причастен Буданов.
Президент адвокатской палаты Москвы Генри Резник выразил возмущение "дерзким убийством" адвоката Маркелова. "Адвокаты уже давно образовали группу риска - периодически совершаются убийства, нападения. Каждый такой случай должен восприниматься как чрезвычайное происшествие", - сказал Резник "Газете.Ru". Резник добавил, что расследование обстоятельств гибели Маркелова должен взять под особый контроль глава СКП Александр Бастрыкин. "Адвокатское сообщество, со своей стороны, тоже будет контролировать ход расследования", - сказал юрист.
Олег Шеин, депутат Астраханского горсобрания от "Спаведлиовй России" в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", заявил, что хорошо знал Маркелова много лет.
"Маркелов вел огромное количество дел, как правило, связанных с незаконными действиями власти. Мы с ним познакомились, когда в Элисте пять лет назад были избиты демонстранты и один человек погиб. Тогда удалось добиться смены прокурора и избавить от преследования тех, кто участвовал в акциях. Затем было много других эпизодов. В последний раз мы общались со Станиславом Юрьевичем в Мальме, Швеция, где он был модератором кавказской секции Европейского социального форума. Маркелов активно помогал в организации выступлений делегатов из Абхазии и Южной Осетии, в результате чего удалось изменить мнение европейских делегатов по осетинской войне. А потом он взялся за дело Кунгаевой", - говорит Шеин.
По его словам, "это был искренний, смелый и очень отзывчивый человек, обладавший чувством тонкой иронии и хорошего сарказма, настоящая гроза для тех, кто привык безнаказанно в ничто ставить обычных людей".
Напомним, Станислав Маркелов был застрелен сегодня практически в упор в центре Москвы после пресс-конференции в "Независимом пресс-центре" на Пречистенке. Пресс-конференция была посвящена досрочному выходу бывшего полковника Юрия Буданова из колонии, куда он попал за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. 15 января на основании условно-досрочного освобождения Буданов вышел на свободу.
При нападении на адвоката пострадала журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова - она получила ранение в голову и была госпитализирована в Пироговскую больницу в тяжелом состоянии. За ее жизнь борются врачи. Она была автором ряда публикаций о процессе над бывшим полковником Юрием Будановым и о судьбе семьи Кунгаевых, уточняет корреспондент "Кавказского узла".
По факту убийства адвоката возбуждено уголовное дело по статье 105 Уголовного кодекса РФ (убийство). Милиция ищет подозреваемого, приметы которого указали свидетели преступления. Генпрокурор России Юрий Чайка взял под личный контроль расследование уголовного дела.
Маркелов за полчаса до своей гибели потребовал на пресс-конференции возобновления уголовного преследования Буданова, сообщает ИТАР-ТАСС.
Адвокат сообщил и о том, что намерен потребовать от Генпрокуратуры обратить внимание на деятельность полковника Буданова в Чечне. "Во время рассмотрения дела Буданова в материалах прокуратуры находились факты совершения офицером других преступлений, среди которых были и тяжелые, - заявил адвокат. - Мы тогда решили не распыляться и доказывать только факт убийства Эльзы Кунгаевой. Но сейчас я намерен направить письмо в Управление Генпрокуратуры по Северному Кавказу, в котором попрошу взять под свой контроль прокурорское расследование этих деяний". Адвокат добавил, что надеется на возбуждение новых уголовных дел.
"Мне бы очень не хотелось обращаться в международный суд по правам человека по этой проблеме. Есть такие дела, которые необходимо решать внутри страны", - сказал Маркелов. При этом он добавил, что, "если официальные власти будут и дальше играть "в страуса", придется выйти на международный уровень".