29 января в 19.00 на КУ состоится онлайн-дискуссия «Северный Кавказ (1990е-2010е гг.): памятники, память и политика».
В конце 2015 года в Сочи и в Магасе были установлены мемориалы, заставившие вновь вернуться к обсуждению проблематики мемориальной культуры и новых памятников на Северном Кавказе. В Сочи был открыт памятник (бюст) Александру II, а в Магасе – въездная арка «Аланские ворота».
Первый памятник – прямая отсылка к Кавказской войне и вызывает неоднозначные, а чаще и негативные ассоциации у черкесов, коренного населения Западного Кавказа и Северного Причерноморья, чьи предки подверглись изгнанию со своей исторической родины, санкционированному Александром II. Памятник императору установлен именно в Сочи, территории исторического проживания черкесов, городе, который сам по себе имеет в силу ряда причин негативные коннотации в исторической памяти черкесов (как порт, через который выселялись черкесы в 19 в. и как место падения Черкесского меджлиса (парламента) в период Кавказской войны).
Арка «Аланские ворота» актуализирует тему аланского наследия и спорный осетино-ингушский дискурс.
Современный город невозможен без памятников, мемориальных досок, исторических монументов; городской памятник выполняет несколько функций, прежде всего напоминает о том, что общество и государство считает должным и правильным, а также символически маркирует пространство, наделяя его новыми смыслами.
Памятник - это символ, способный соединить несколько исторических эпох, через памятник прошлое продолжается в настоящем и транслируется в будущее. Памятник является частью системы, которая организует и поддерживает коллективную память.
С водружением памятника изменяется сам городской символический ландшафт. Как писал социолог Пьер Бурдье, власть над пространством является самой сильной властью, поэтому памятник как бы присваивает городское пространство, делает его своим.
В идеале памятники должны ставиться людям, чья деятельность положительно оценивается большей частью общества. Мемориальные монументы не должны быть поводом для конфликтов, если спор не касается их художественных достоинств. Однако конфликты вокруг памятников, которые, казалось бы, еще в конце 1990-х гг. должны уйти в прошлое, актуализируются сегодня с новой силой.
Какими они должны быть – памятники на Северном Кавказе? Что движет людьми (чиновниками или активистами), которые принимают решение о сооружении того или иного памятника и, таким образом, об увековечивании той или иной версии истории? Что нужно сделать, чтобы памятники не были конфликтогенными и не разъединяли людей, а делали городское пространство единым?
В ходе дискуссии будут обсуждаться вопросы:
Спикеры:
К обсуждению приглашаются все желающие.
Очень хотелось бы поучаствовать или послушать. Как можно это сделать?
Свяжитесь со мной на фейсбуке, обсудим формат Вашего участия.
27.01 / 14:43 Наима Нефляшева (Профессионал) # Удалить Изменить Ответить
Свяжитесь со мной на фейсбуке, обсудим формат Вашего участия.
Дискуссия будет проходить на площадке Форума "Кавказского Узла" здесь - http://www.kavkaz-uzel.ru/forum/topics/3911
Пользователи могут зарегистрироваться и принять участие в дискуссии с помощью своих аккаунтов в фейсбуке, твиттере или вконтакте.
Так же пользователи могут принять участие в дискуссии, зарегистрировав аккаунт на "Кавказском Узле"
Я Вас не нашла в фейсбуке...