Исток культуры Владикавказа. - ТГ-канал "Хæтаги таурæгъ" (Осетия)

17 июля 2024, 16:59
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

1. ТГ-канал "Хæтаги таурæгъ" (Осетия) - Исток культуры Владикавказа:

2. ... стенд Южной Осетии выглядит скромно... - ТГ-канал "БОНВ[Ӕ]РНОН" (Осетия):

3. Самокатно-велосипедный бизнес в Махачкале - Арсен Магомедов, Дагестан.:

4. Сегодняшняя перестрелка в Южной Осетии... - Сослан Дидаров, Осетия:

5. Из бесед с молодыми осетинами... - Ирина Кадзова, Осетия:

6. Сейчас я затрону крайне щепетильную тему - Магомед Бисавалиев, Дагестан:

7. «А», или как в телефонной книге моего отца записана моя мама. - ТГ-канал "Феминизм. Кавказ":

8. Задержание - Калой Ахильгов, Ингушетия.:

9. Завещание Шамиля... - Хаджи Мурад Доного, Дагестан:

10. Ну, кто бы сомневался? - ТГ-канал "ЧАПАЛАХ" (Дагестан):


1. ТГ-канал "Хæтаги таурæгъ" (Осетия) - Исток культуры Владикавказа.

Исток культуры Владикавказа.

Метко выразился Сослан Плиев о том, что такое Владикавказ - симбиоз : https://youtu.be/2QY-8UUPr18?si=cuNP_v8KQB-mbbJ-

Так как, я занимаюсь изучением культурных кодов, коллективного сознания, то мне интересно, откуда исток современной культуры большинства жителей Владикавказа. 

Во Владике есть много разных субкультур и групп населения: советские старшие - сталинисты, торговцы и военные, босяки - "джибуры", бродячие музыканты,  геймеры, всякие неформалы и пр. 

Здесь русский мир встречается с кавказским и переплетается с ним. Русских и сейчас в нашем городе - четверть населения, а до 1980-х гг.было большинство. Впервые осетин стало больше русских по переписи 1989 г., в связи с переселением беженцев из Грузии. Ясное дело русских стало меньше не в силу притеснений (как это было на Восточном Кавказе), а из-за естественных демографических процессов.

Мы часто слышим, что наш город многонациональный и культурно многоликий. 

Но в чем это выражается, не сразу ясно. Ведь владикавказские осетины, как правило не только русскоязычные, но и носители преимущественно русской городской культуры. 

Несмотря на снижение русского населения, ясно, что осетины перенимали русско-советскую культуру большинства горожан, переселяясь во Владик за советское время (1920-1980-х гг.), при этом особо не меняя эту русско-советскую среду под себя. 

Коренные армяне и грузины Владикавказа также довольно сильно русифицированы, всех вместе осетин, русских, армян и грузин - ок.90 %.

Есть конечно еще и азербайджанцы, дагестанцы, вайнахи, греки и татары, кабардинцы, но все это численно незначительные меньшинства. 

Владикавказ выглядел действительно многонациональным, в досоветском прошлом. 

Когда сразу было видно, где жили немцы, а где армяне, где находился польский квартал, а где молоканская слободка, как жили персы рядом с шиитской мечетью, татары возле центрального рынка (где был татарский квартал)… и т.д.

Архитектурно и атмосферно проспект безусловно являет собой городскую русско-европейскую атмосферу, с вкраплением кавказской специфики, аля Пятигорск. 

***

Мне очевидно, что городские осетины и русские - в большинстве своем нерелигиозны, как и большинство жителей России. 

Это просто факт, не хороший, не плохой, в исследованиях у меня нет этически-оценочного суждения. И на мой взгляд, этому факту не уделяется никакого внимания. А ведь это очень важно для осознания самих себя, для понимания своей культуры и её этики. Никто как-то отдельно не говорит о интересах этого большинства, о его запросах, не говорит от его имени. А это было бы не плохо. Ведь судить по номинальности - значит ничего не понимать о сути. 

При этой нерелигиозности горожан, историческим центром например Осетинской слободки является Осетинская церковь с кладбищем, где захоронены одни из лучших детей Осетии. В первую очередь - Коста, а также некоторые осетины из магометанских семей, например Ибрагим Дзусов, герой ВОВ.

Важно отметить и Хуыцауы дзуар. Правда не слышал о его популярности среди осетин с других райнов, кроме Осетинки. На Молоканке, особое место занимает "Дунькин клуб", есть даже молоканский дом молитвы. Но это как тени прошлого. 

Сказители в советское время исчезли, но хазары, аки лабиринты Сырдона, появились по всему городу, в которые перенесли часть сельских традиций. Жаль, что перенесли не самое лучшее, правда. А ведь они могли стать площадками для дворовых ныхасов, решающих злободневные бытовые проблемы. 

Другие храмы (православные, армянская церковь и мечеть), не имеют особого культового влияния на жителей районов, где они находятся. Т.к.вокруг православных храмов и мечети скорее всего живут нерелигиозные люди (и сторонники народной веры), а вокруг армянской церкви точно большинство - не армяне, в отличии от прошлого. 

Лично я принимаю Владикавказ таким, какой он есть, со всей его красотой и недостатками. Осуждать его недостатки вредно, если не можешь предложить помощь в их исправлении.

2. ... стенд Южной Осетии выглядит скромно... - ТГ-канал "БОНВ[Ӕ]РНОН" (Осетия).

На КИФ-2025 завмаг Гаглоев представляет продукцию старших партнёров московского офиса, которые помогли ему добраться до власти. 

В то время как другие республики демонстрируют изобилие рекреационных кластеров, туризма и инноваций, стенд Южной Осетии выглядит скромно - как полочка гастронома среднего уровня, предлагающая спиртные напитки, газировку и несколько банок джема. 

Можно только гадать, что подумал председатель правительства РФ Михаил Мишустин, увидев стенд Республики Южная Осетия - стенд целого государства.

3. Самокатно-велосипедный бизнес в Махачкале - Арсен Магомедов, Дагестан..

Самокатно-велосипедный бизнес в Махачкале по ощущениям приходит в упадок.

Сегодня попытался поехать домой на арендованном велосипеде, но не смог найти подходящий. 

Мэрия ввела плату за аренду земли для них, ограничила места их стоянки и проезда. Из города ушла компания с самым большим количеством самокатов (Whoohs).

Я может быть усугубляю, но репрессировать альтернативный транспорт в городе, охваченном пробками - весьма странная политика.

Может быть стоит разделить развлекательную и транспортную функцию этих средств передвижения?

Понятно, что горожанам не нравится, когда их сбивают в парках самокатчики, но не следует из-за этого дискриминировать их в целом.

Ограничьте скорость для движения в парках и людных местах (технологии это позволяют), но развивайте инфраструктуру в остальных.

Одним словом, вы либо автобусы новые вводите, либо самокаты не запрещайте (а лучше, то и другое делайте).

4. Сегодняшняя перестрелка в Южной Осетии... - Сослан Дидаров, Осетия.

Сегодняшняя перестрелка в Южной Осетии, в светлый и праздничный для всех осетин день, лучшая и самая наглядная иллюстрация того, как мы относимся друг к другу. Никакой любви, никого взаимоуважения, никакого снисхождения. Только хардкор. 

Главное, что за столами всё классно. Вот там мы самые великие, самые мощные и единые. Хотелось бы дожить до тех дней, когда это будет ощущаться и на улицах. 

Кстати, с праздником! Желание я уже загадал.

5. Из бесед с молодыми осетинами... - Ирина Кадзова, Осетия.

Из бесед с молодыми осетинами, я узнала, что многие молодые осетины избегают застолий по причине необузданного приема алкогольных напитков. На таких застольях сакральность обычаев, конечно, теряется. Заставлять выпить считается нормой. Хотя это не норма. Æгъдау нозтæй баргæ нæу. 

Хочется верить, что со временем желание показать и доказать свою несокрушимость через бесчисленное количество бокалов сменится той самой сдержанностью о которой больше говорят сейчас и хвастают "что так было", чем следуют этому. Дæ фыдæлтæ рухсаг - дæхæдæг мын бæзз.

Слышу и попытки организовывать застолья без алгоколя: только осетинское пиво, сладкая вода, минеральная и обычная вода. Надеюсь, что это станет доброй традицией, которая возродит сдержанное отношение к еде и питью. Не зря сказано в легенде, что первые три бокала - богу, а дальше - черту. (опубликую ниже)

Осетинское традиционное застолье состоит и красивых и глубоких ритуалов. Желаю, молодым изучать их, следовать в его благородной и настоящей форме, не искаженной соревнованием. 

Арфæгонд ут! Æмæ тырнут æцæг уæздандзинад, рæсугъддзинад æмæ фидардзинадмæ.

Къадзты Иринæ - рухсадон проект #рухс_ссудз-ы саразæг

Рухсадон проект/ просветительский проект #рухс_ссудз /зажги свет

#рс_этнографи 

! При использовании материалов с канала, указывать и отмечать наш канал !

6. Сейчас я затрону крайне щепетильную тему - Магомед Бисавалиев, Дагестан.

Сейчас я затрону крайне щепетильную тему, которая разделила всю республику на две части. Одни за временный запрет никаба от муфтията в целях безопасности. Другие категорически против, что решение противоречит нормам шариата и светского закона, которая гарантирует свободу вероисповедания.

 

Предлагаю вам консенсус, выход где овцы будут целы и волки сыты. За фатву по запрету никаба перед Господом ответит именно те, кто вынес фатву. Не всем же отвечать за это решение. Если вы говорите из соображений желания носить никаб и защитить своих женщин от посторонних глаз, есть выход. 

Покупайте любых цветов медицинские маски, у тех, кто остановит спросите: «Что из «меню» желаете? У меня коронавирус, туберкулёз и свинка». Не уверен, что пожелают этих гостей к себе и быстро отстанут. А вы продолжайте читать зикру и салават и следуйте дальше по маршруту. Для тех кто против никаба вы будете в медицинской маске, для сторонников никаба в "никабе".

Если вас спросят кто вас научил так делать, похвастайтесь, что сами догадались, я разрешаю. А так кто это придумал вы сами знаете. В моем случае Махач Абдулаев сказал бы: «Какой же я умный». Я промолчу, к чему тратить буквы на очевидное?

7. «А», или как в телефонной книге моего отца записана моя мама. - ТГ-канал "Феминизм. Кавказ".

«А», или как в телефонной книге моего отца записана моя мама.

«Арвад» - в переводе с азербайджанского «жена/женщина». Как вам это глухое и краткое «А»? Что Вы можете сказать о человеке, который так подписал жену и мать своих детей? Последние 25 лет её безрадостной жизни она просто «А». И будет ею всю оставшуюся жизнь. Вернее, оставшуюся жизнь отца. Здесь уж смотря, кто раньше закончит свои бесполезные страдания на земле, отойдя в мир иной. Во время очередного тошнотворного скандала он бросил ей: «Даже если я умру первым, я буду следить за тобой оттуда!». Я не убеждена, я твёрдо знаю - львиная доля кавказцев (как на севере, так и на юге) подлежит госпитализации в психдиспансер, и они идеально подходят для написания диссертаций по психиатрии и исследовательских работ на тему «Паранойяльный синдром, как распространенная форма психопатологии на Кавказе». Это как минимум. Врачи, подумайте, неплохой вклад в профессиональные регалии. 

Так вот. Тогда, в 99-ом, в родном селе она пролила немало слез от отчаяния и нежелания выходить замуж. Но её мать, да и сестра отвечали: «Всё уже готово, сиди на заднице ровно». Вот так, безо всякой деликатности, сердечности и ... Чего там ещё светские дурачки напридумывали? Этой историей она делилась со мной время от времени - после крупных ссор у нас дома. Отвести душу и снова сказать мне, как ей всё это надоело. Кстати, папа её был очень добрым человеком, да таким, что за весь их многолетний брак они ни разу не были в ссоре (с её же слов). Однако роли в свадьбе дочери он не играл, это её мать настаивала на браке. 

Теперь изо дня в день она просыпается, готовит. И лежит все оставшиеся часы, уткнувшись в телефон. Или спит. Иногда, чтобы разбавить досуг, включает телевизор. Работать нельзя. Прогулки также запрещены. Как прекрасно, имея хроническую сердечную недостаточность, проводить жизнь лежа, не давая минимальной нагрузки сердцу, не насыщая организм достаточным кислородом. Умеренная ежедневная ходьба нужна человеку. Но разве это так важно, если в 19 тебя срочно необходимо выдать за известного на селе полудурушного, непригодного для семейных отношений? 

А Вы бы хотели обладать такой властью и держать дома человечка, чтобы... чтобы было? Просто так. Бесцельно. Нет, серьёзно, просто контролируйте его. Зачем? Отец никогда не отвечал на подобные провокационные вопросы, знаете ли. Можете ударить своего подконтрольного или побить, если он сделает что-то не по Вашему. Но одно условие - Вы должны быть физически сильнее, а он - без средств к существованию в одиночку. Заприте его. Пусть трудится на Вас. Да нет же, я не про негров 17 века. Я про кавказскую женщину. Не любую, конечно, но...

Она иногда выходит естественно. В магазины неподалёку, парикмахерскую, пройтись. Ох уж эти развязные непослушные женщины! Ну вы и сами знаете. Только волю ей дай, она уже дышит распутным воздухом парка и смеет передвигаться на своих двух не в пространстве между кухней и спальней, а где-то там, Бог знает, где! Да ещё и днём! 

Эпизод. Я сплю. Пришёл этот - мы его так и зовём тепло «он» - будит меня и спрашивает: 

- Где мама? Я ехал и видел, она куда-то шла.

- Ну, пошла куда-то. Странное у тебя такое отношение.

- Почему странное, куда она в такое время пошла?

- Какое время? Час дня? - сказала я, посмотрев на настенные часы. Пауза, молчит.

- Звони ей, - стоит передо мной и наблюдает. И знаете, в моем вопросе в трубку «А ты где?» столько наивности, в моём голосе попытка сгладить, как-то помягче что ли эту дрянь преподнести. 

- Он пришёл? - задаёт мама следом.

 -Да. 

- Я в аптеку пошла.

- Она в аптеке, - передаю я, как привыкла передавать вот уже последние 8 лет, которые они не разговаривают. А он уже весь красный, и из ушей от злости чуть ли не пар идёт. Темные глаза недовольно, а главное, недоверчиво закатываются. 

- В какой аптеке?

А ты сидишь после этого акта идиотизма и думаешь - продолжится ли сегодня вечером цирк, когда он вернётся. Или барину неохота.

8. Задержание - Калой Ахильгов, Ингушетия..

Задержание

Человек считается задержанным с момента, когда он лишается возможности свободно перемещаться. «Постойте здесь», «не уходите» — это тоже можно считать задержанием. 

Если речь про задержание по административному правонарушению, то никто у вас не имеет права забирать телефон (об этом еще поговорим), а значит, что можно снимать происходящее на видео. Если полицейский вам говорит, что его снимать нельзя, то это неправда: статья 8 «Закона о полиции» говорит, что «деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона». В данном случае не противоречит. 

Постарайтесь запомнить или записать номер жетона полицейского, его отличительные черты, потому что, если допущены нарушения, вам необходимо знать, кто конкретно это сделал. 

Если рядом есть свидетели, то постарайтесь взять получить от них контакты, чтобы они могли свидетельствовать в суде. 

Сразу сообщите родственникам и близким о задержании. В нашем приложении есть специальный раздел, куда можно внести данные близких людей, которым мы сообщим о том, что с вами что-то случилось. 

Вам должны разъяснить ваши права: на юридическую помощь, на переводчика, на уведомление близких родственников или близких лиц о факте задержания, и самое главное – право на отказ от дачи объяснений. 

Кроме того, не позднее трех часов с момента задержания, вы имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения.

9. Завещание Шамиля... - Хаджи Мурад Доного, Дагестан.

Завещание Шамиля, написанное на имя Джамал ад-дина, старшины сел. Гимры Дагестанской области.

15 марта 1868 г., г. Калуга

Перевод с арабского.

«Любимому моему сыну Джемал-Эддину (да будет над тобою мир и благословение Божие!).

По долгом размышлении об имении моем, состоящем из дома, пахотных полей и сада, я нашел самым лучшим и полезным завещать оное в пользу сирот нашего селения (Гимры). Завещая таковое сиротам, я поручаю тебе распоряжаться следующим образом: а) одну половину сбора с посева, винограда и других фруктов в пользу распорядителя моего имения, за орошение полей и посева и за обработку сада, а другую половину сбора – в пользу сирот; б) по окончании уборки полей, сада, собери сирот селения в моем доме и раздели между ними доход, какой ни получится – как найдешь возможным, т.е. выдачею ли доставшейся сиротам части из имения на руки, или прокормлением их натурою на сколько достанет полученных на их долю средств. Это будет вечной милостынею и благо деянием; в) в доме моем, находящемся в селении, пусть живет распорядитель моего имения, за что обязан поддерживать его от ветхости и ремонтировать; г) тебя же, сын мой Джемал-Эддин, поручаю привести мое завещание в исполнение. Назначь управлять имением [того], кого сам знаешь, а если хочешь, прими на себя эту обязанность, так как ты знаешь, что Бог обещал великую награду тому, кто заботится о сиротах.

Подлинное подписал дряхлый старец Шамиль.

С подлинным верно: войска Донского сотник Онуфриев

Копию снимал и переводил войска Донского сотник Онуфриев

15 марта 1868 года

г. Калуга.

10. Ну, кто бы сомневался? - ТГ-канал "ЧАПАЛАХ" (Дагестан).

Ну, кто бы сомневался? Паралимпийский чемпион по легкой атлетике Муса Таймазов завоевал золотую медаль на чемпионате России в Чебоксарах. Он показал лучший результат среди всех участников в метании клаба. А ведь из-за болезни он даже не смог принять участие в сборах.

«В последнее время чувствовал себя не очень хорошо – рассказал нашему каналу Муса – к тому же из-за специфики травмы, мне нельзя полноценно тренироваться в жару, а у нас, как назло стояло настоящее пекло. Отсюда и результат – всего 33,36 м. Для «золота» хватило, а вот до моего мирового рекорда 36,22 м. конечно, далековато». 

Эта победа стала для Мусы уже седьмой подряд на чемпионатах страны.

Спортсмен собирается принять участие в Паралимпийских играх в Париже, которые пройду с 28 августа по 8 сентября. 

«Мы в процессе – объяснил спортсмен – никакой информации о том, что нас могут не допустить нет, и это хороший знак».

В первый соревновательный день помимо Таймазова, золотые награды завоевали Умув Магомедова в беге на 100 метров и Алибулат Магомедов в метании диска. 

Соревнования пройдут до 19 июля. В них принимают участие 386 спортсменов, представляющих 54 региона. 

Фото: Евгений Костин.