Мы таки выжили: к Дню национальной прессы Азербайджана

22 июля 2019, 09:28

К дню Национальной прессы Азербайджана — 22 июня (в этот день 1875 года, 144 года назад, Гасан беком Зардаби начато первое азербайджанское печатное издание - газета «Экинчи»), могу выразить только удивление тем, что в Азербайджане настоящая пресса осталась и действует.

Дебильность на ТВ имеет глубинные корни: не стреляйте в пианиста

В советское время это была не пресса, а обслуживающий персонал компартии, поэтому те кто в советское время работал в газетах, информагентствах и говорит теперь, что был советским журналистом, пусть ознакомится с критериями этой профессии. Если врал читателям или скрывал правду, значит не журналист.

фото kadamov.com

До СССР — не знаю как в то время было, подозреваю, что при царской России в Азербайджане свобод было больше, чем в Азерб.ССР.

Мне же повезло приступить к журналисткой профессии после ухода из Академической науки в 1993 году, когда настоящая журналистика у нас начиналась и была примерно до середины двухтысячных годов. Разумеется, пик моего участия в этой профессии и вообще вершиной прессы на всем пространстве бывш. СССР была бакинская газета «Зеркало» под руководством покойного и выдающегося Рауфа Талышинского. Мне он доверил руководить одновременно двумя отделами — политики и социальной жизни, а привел меня в «Зеркало» известнейший наш журналист и политзаключенный, а теперь политэмигрант Рауф Миркадыров. Такая у меня славная во второй профессии биография. Повезло около 20 лет работать в условиях почти независимой прессы и свободного слова. «Почти» потому, что в Азербайджане того времени, а это были тяжелейшие и интереснейшие годы, идеала быть не могло.

Потом пошли годы борьбы настоящей нашей прессы - печатной и электронной, за выживаемость, противодействия с властью и экономическими обстоятельствами. Тюрьмы, задержания, избиения, суды и обвинения в хранении наркотиков. Вынужденная политическая эмиграция и работа из-за рубежа. В итоге я с удивлением констатирую, что в Азербайджане остались, выжили и действуют почти независимые СМИ и журналисты. Их единицы, на пальцах двух рук можно пересчитать, ну от силы еще пальцы одной ноги пригодятся.

Все — больше нет. Остальное — тихая мерзость, противная ложь, обставленная офисами, портретами и медалями, многословная и бесстыдная, задаренная квартирами и дипломами. Множество газет, сайтов, агентств и журналистких организаций, которые вместе не стоят одного отдела газеты «Зеркало».

У нас теперь точно как в СССР. «Бакинский рабочий» и «Вышка». В «Известиях» нет Правды, а в «Правде» нет «Известий». Дежавю. Вперед к прошлому. Мафия бессмертна. Цветущий зурнализм.

А мы таки выжили и даже пишем, однако. Даже смешно иногда.

Поздравляю нас, желаю здоровья в наши годы и упорства, чтобы не ломаться и находить обходные пути для сообщения народу правдивой информации. Знаю, что так же как сейчас на стенах кабинетов висят портреты Г.Б.Зардаби, М.А.Сабира, Н.Наджафова и других ушедших азербайджанских корифеев журналистики, спустя годы рядом появятся портреты тех, кого я поздравляю. А мусор уплывет в канализацию истории.   

22.07.2019 в 14:35George Sar ,
22 июня из здесь обманул и здесь тоже обман в этот день 1875 года, 144 года назад им всего лишь верхний потолок сто один год,а прессе 144 года. Вот так они свою историю пишут,ара.   
22.07.2019 в 10:23medel79
С праздником !!!
22.07.2019 в 12:53кямал али
Игорь вы рассказали идентичную историю, как с азербайджанской прессой. Очевидно, что при Ельцине она была, при Путине перестала
22.07.2019 в 12:52кямал али
Спасибо дорогой Медел
22.07.2019 в 14:37Игорь Сажин
Но, тем не менее, появились хорошие интернет-издания, как регионального разлива, так и федерального. Т.е. свобода есть, но в очень огрызанной форме и плюс бумажные издания перестали быть общественно-политическими и массовыми, они свались в рекламную область, их перестали читать все. Это издания для людей, которые ни как не могут расстаться с бумажным форматом прессы. Но это уже последние вздохи. 
22.07.2019 в 16:38Trismegist Arlekino
Должен ли журналист заниматься политикой ? Имеет ли право ? Обязан ли ? Почему журналист, интеллигент, патриот в конце концов обязательно должен окунаться в нечистоты политики ? Так было во времена Зардаби и Сабира, неужели так будет всегда ? Может быть журналистика это такой интеллигентный способ политической борьбы ?
23.07.2019 в 01:12Trismegist Arlekino
Мне нравится как пишите Вы и Нурани - Вы пишите красиво и с сарказмом, также писал и Зардушт-бей. Но к сожалению (к моему сожалению) в нашей сегодняшней журналистике нет журналистов-писателей, пишущих литературные произведения не прямо описывающие проблемы повседневности(лезущие в политику), а литературно обличающие эти проблемы. Так писали Сабир и Дж.Мамедкулизаде, М.Твен и Гашек, так сейчас в России пишет Пелевин. Литературное произведение, как картина на холсте будет жить дольше, чем иллюстрация в газете.
23.07.2019 в 01:05Trismegist Arlekino
Конечно же Вы правы уважаемый Кямал - это был сарказм. Помню в советские времена был такой журналист из Молдовы(фамилию не помню), который "специализировался" на репортажах с полей по поводу очередных трудовых побед по сбору винограда. Такой мирный ничем не запятнанный человечик, не особенно задумывающийся о проблемах рода людского, но тут настали смутные времена, и после очередного митинга молдавских патриотов по поводу Приднестровья и имперской политики центра поддерживающего сепаратистов - этому несчастному "виноградарю" поручили (после успешных предыдущих полевых репортажей) создать репортаж обличающий молдавских "националистов"(они же наркоманы и криминальные элементы), подобный этому репортажу-пасквилю по центральному телевидению был про Баку после ввода войск. Так вот на следующий день этот несчастного журналиста-хомячка толпа разгневанных молдован гоняла по улицам пытаясь побить, и он прятался на раскладушке у каких-то знакомых российских журналистов.
22.07.2019 в 19:58кямал али
А как сообщать (писать) о политике, в нее не окунаясь? И вообще как улучшать жизнь игнорируя политику если она есть и она везде?
22.07.2019 в 11:25Игорь Сажин
Мой приятель, журналист которому сейчас 60 лет рассказывает, что они с молодыми коллегами стали создавать новую российскую журналистику с нуля. Это было нечто новое, завораживающее. Фантазия лилась рукой. Много читали опыт других стран, но старались просто что-то новое создавать. Он вспоминает, что мерилом была реклама. А рекламодатели были падки на скандальные материалы, на то, что бы тираж газеты раскупался максимально быстро. Как только у нас очень острый материал, через 30 минут в киосках нет ни одной газеты, и начинаются звонки от рекламодателей. Если номер слабый и не острый, то рекламщиков почти нет. А потом началось давление. Газету пытались захватить люди афелированные с властью. Потом был создан властями клон газеты, но с другим контентом. В конце концов началось давление на рекламодателей. Но последний удар по газете нанес интернет.