Разумеется, после того, как в Казахском районе, вблизи от христианского монастыря Азербайджан построил пограничную заставу, в Грузии возникло движение, вновь привлекающее внимание к проблеме "Давид Гареджи". Причем важно отметить: грузинское государство заявляет об отсутствии проблемы:
"Мой первый в ранге премьер-министра визит в Азербайджан не случаен, мы уверены, что этим визитом мы еще раз докажем и нашим друзьям, и врагам, что между Азербайджаном и Грузией не существует проблем, неразрешимых по-братски, по-дружески", - об этом премьер-министр Грузии Георгий Гахария заявил 9 октября в ходе встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
"Азербайджан и Грузия - ближайшие друзья и партнеры. Наше партнерство действительно вышло за рамки регионального значения и стало темой международного уровня, особенно в экономическом измерении, в сферах энергоносителей, транспорта и торговли. Грузия и Азербайджан твердо поддерживают друг друга в международных форматах. Разумеется, это принципиально важно, и я благодарю за поддержку территориальной целостности Грузии", - заявил премьер-министр.
Но совсем иначе заявляет, причем привлекает внимание тон заявления, католикос-патриарх Грузии Илия Bторой, в направленном премьер-министру Гахария посланию, накануне его визита в Баку.
B письме католикоса утверждается, что между Грузией и Азербайджаном в марте 1938 года и июне 1996 было достигнуто соглашение, по которому госграница должна быть проведена в соответствии с картой масштаба 1:200 000, изданной в 1936-1939 годах Народным комиссариатом внутренних дел.
"По этой карте монастыри Удабно и Чичхитури зафиксированы на территории Грузии (в отличие от Бертубани, который также является неотъемлемой частью Гареджи, однако оказался на территории Азербайджана).
Нам совершенно непонятны действия азербайджанской стороны, вследствие которых нас с 2019 года фактически лишили монастырей Удабно и Чичхитури и молельщикам, туристам, а также духовным лицам полностью ограничили доступ к ним. Получается, что до селе существующая реальность в этом году вне всякой логики изменена, с чем мы не можем смириться.
Требуем, чтобы до завершения процесса делимитации и демаркации был восстановлен прежде существующий статус-кво и не создавались проблемы духовным лицам и приехавшим для ознакомления с нашей культурой туристам в связи с желанием посетить монастыри Удабно и Чичхитури, тем более что сохранение фактического положения на такой территории носит обязательный характер, а изменение ситуации, без согласия с другим государства, особенно путем насильственных действий, совершенно неприемлемо", - сказано в послании.
Аналогичное послание патриарх Грузии направил и главе Духовного управления мусульман Кавказа шейху Паша-Заде.
Про соглашение от 1938 и 1996 годов слышу впервые, ни разу в публикуемых про конфликт "Давид Гареджи" статьях и официальных заявлениях про эту карту не говорилось. Не спорю, может, люди Католикоса имеют свои сведения о ведущихся переговоров по демаркации, почему тогда общественность про такую карту, да еще с указанным масштабом, слышит впервые? Или мы видим целенаправленный вброс провокационной фейковой информации?
Католикос требует от премьер-министра... Он может требовать от правительства своей страны что-то? Думаю, что может все, но может и получить адекватный ответ. Также требовали, требовали и требовали от правительства Грузии и правительства Азербайджана многие другие, после чего граница была закрыта и на нашей стороне построена пограничная застава. А ведь до этих требований проблемы не было, ее раздули на ровном месте.
Границы между некоторыми другими странами оснащены проволочными и даже металлическими высокими заборами. То есть можно много требовать и в ответ еще многое получить.
Я в одном из своих постов на эту тему спрашивал: является ли факт нахождения религиозного храма на территории другого государства правовым основанием требовать передачу этой территории стране, считающей себя носителем религии, которой храм принадлежит? Мне это непонятно: в Грузии есть мусульманские, азербайджанские мечети. Имеет ли моральное и тем более юридическое право Шейх уль Ислам Пашазаде требовать от нового нашего премьер-министра, чтобы он добивался передела границ? Например, в центре Тбилиси есть по меньшей мере одна азербайджанская мечеть.
я и не сомневаюсь что для тебя детдом все это
мне ваше уважение до одного места
видно что это место у тебя в почете раз им думаешь
Митингующие возмущены тем что президентлар гыз (дочки) в свои молодые годы, не работая нигде, являются миллиардерами, а все деньги от нефти уходят в офшорлар - требовали вернуть награбленное.
По его словам, вопрос Давид-Гареджи был поднят на встрече с Ильхамом Алиевым.
"Мы не могли обойти такой важный вопрос, как монастырский комплекс Давид-Гареджи. Мы все помним, что, к сожалению, есть определенные участки границы между Грузией и Азербайджаном, которые не установлены, это наше постсоветское наследие, и эта проблема не была решена за 25 лет.
Президент Азербайджана сказал, что у нас есть история и география, которая нас связывает, и, конечно, я могу полностью согласиться с тем, что география и история не разделяет друзей и партнеров, а наоборот, связывает.
Именно на этой основе и фундаменте у нас был абсолютно открытый разговор о текущих проблемах, и в результате я могу вам сказать, что церкви комплекса Давид-Гареджи откроются для грузинского духовенства с завтрашнего дня, следовательно, мы должны добиться серьезного прогресса в этом направлении", - заявил Георгий Гахария.
"Мы все должны понимать, что любовь к родине, патриотизм не означают псевдопатриотических выпадов и необдуманных шагов. Мы неоднократно отмечали, что эта проблема должна решаться с учетом национальных интересов двух стран, с учетом интересов исторического наследия и церкви. Это самый важный компонент нашего подхода.
Я также хотел бы заявить, что мы должны проявлять исключительную ответственность и осторожность в контексте каждого шага, слова, и все должны понимать, что любовь к родине, патриотизм не означают псевдопатриотические выпады и необдуманные шаги", - заявил Георгий Гахария.
* Давид-Гареджи (Кешикчи Даг - азерб.) является средневековым монастырским комплексом пещерного типа на границе Грузии и Азербайджана.
Два из 25 зданий монастыря находятся на территории Азербайджана. Ситуация в этом месте обострилась после посещения монастыря президентом Грузии Саломе Зурабишвили в начале 2019 года и ее заявлении о необходимости решить судьбу монастыря.
B ответ Азербайджан закрыл доступ на свою территорию. После этого большая группа граждан Грузии фактически напала на азербайджанских пограничников, нарушив госграницу. Это еще больше обострило ситуацию. Неделю назад на данном участке Азербайджан открыл новую пограничную заставу.