Мигран Погосян будет экстрадирован в Армению? Все обстоятельства дела

28 апреля 2019, 12:07

Мигран Погосян – один из заметных олигархов в Армении, связанных с прошлой властью. При прошлой власти он занимал должность главы Службы принудительного исполнения судебных актов Армении (СПИСА). Он дослужился до генерала, хотя особых заслуг даже по выслуге лет у него не заметно. Также, он был депутатом парламента Армении. Однако это не весь список.

Его знают в Армении как «олигарха» по кличке «Кетрини Мигран». Он владелец сети аптек «Кетрин», главный монополист в импорте бананов, где его доля на рынке достигала 97% и многое другое. После «Бархатной революции» на рынке бананов произошли определенные изменения, хотя доминирующая доля Погосяна сохранилась, пусть и снизилась. Советую ознакомиться с материалом «Результаты антикоррупционной кампании после бархатной революции в Армении».

Какой была его роль при прошлой власти не совсем понятно: такие монополии имели далеко не все, а именно сахарные и банановые монополии стали притчей во языцех. То есть само существование Миграна Погосяна подрывало авторитет прошлых властей, но они его сохраняли при «кормушке», а значит, скорее всего, кормушка была не только его личной и скорее всего, он делился с вышестоящими.

Как известно, после смены власти началась борьба с олигархами, имевшими связь с прошлыми властями, и Мигран Погосян был одним из наиболее очевидных кандидатов «под раздачу». Ведь помимо всего вышеперечисленного, он единственный из заметных представителей армянской политики и бизнеса попался в ходе скандала OCCPR – сети журналистов-расследователей панамских оффшорных счетов.

 

Уголовное дело против Погосяна

В январе 2019 года Специальная следственная служба (ССС) Армении возобновила расследование по уголовному делу об офшорах, которое в 2017 году было закрыто на основании «отсутствия состава преступления».

13 апреля 2019 года Мигран Погосян был привлечен ССС Армении в качестве обвиняемого по коррупции (статьи «Присвоение или растрата в особо крупных размерах» и «злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия»). Погосяна также объявили в розыск и, как оказалось, он находился в России, где его и задержали (г. Петрозаводск). В СМИ писали, что он добрался до Карелии, чтобы бежать дальше – в Финляндию.

По разным сообщениям, его задержали 19 или 21 апреля, а чуть позже он был арестован российским судом на 40 дней по запросу армянской стороны. В Армении он находится под заочным арестом с 15 апреля; армянская генеральная прокуратура подготовила и представила российским коллегам пакет документов об экстрадиции. К 25 апреля появилась информация о том, что Мигран Погосян попросил политического убежища в России, хотя его адвокат пока не подтвердил эту информацию.

Кадр из официального сообщения полиции, портрет Миграна Погосяна.

Мигран Погосян не единственный скрывается от армянского правосудия – также это находится трое человек по фамилии Арутюнян (не приходятся друг другу родственниками). Это Ваагн Арутюнян, глава следственной группы по делу 1 марта, Микаел Арутюнян – бывший министр обороны – и Арам Арутюнян – бывший депутат и министр охраны природы. Первые двое находятся в России, по последнему – точных сведений в СМИ пока не публиковалось. Впрочем, в том, что касается Микаела Арутюняна, было объявлено, что у него есть второй российский паспорт и на этом основании экстрадиция невозможна. Однако далеко не все имеют возможность избежать экстрадиции. Микаел Арутюнян бывший министр обороны, да и дело крупное и политическое. Также, в Чехии скрывается племянник Сержа Саргсяна под вымышленным именем Франклин Гонсалес и он также пока не выдан армянским властям, хотя был обнаружен еще полгода назад.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян вчера заявил, что намерен добиться экстрадиции разыскиваемых. Сегодня же опубликовали сообщение со ссылкой на генерального прокурора Артака Давтяна о том, что Миграна Погосяна экстрадируют и согласие от российских властей уже получено.

(обновление) Интересно, что, согласно газете "168 часов" сам Мигран Погосян утверждает, что Пашинян требовал у него возместить 20 млн. долл. (вероятно, в пользу бюджета - прим. автора) "для спокойной жизни", но Погосян отказался, что и стало причиной преследования, по его мнению.

Что может помешать выдаче Погосяна в Армению

Сторона защиты еще будет подавать апелляцию, чтобы, по возможности, затормозить процесс экстрадиции, а то и сорвать его полностью. Зачем это нужно? По сообщениям СМИ, у Погосяна есть связи в России, в первую очередь со своим коллегой – главой федеральной службы судебных приставов. Он попытается включить все неформальные механизмы, связи с армянским бизнесом и так далее, чтобы остаться в России.

Однако ключевой вопрос – о политическом убежище. Российские власти должны принять по нему окончательное решение, с тем, чтобы выдать его армянской стороне. Не выдать формальных оснований нет – в действительности данное преследование политическим не является – Мигран Погосян действительно коррупционер, по армянским меркам один из главных нарушителей антикоррупционного законодательства. Причем политическая подоплека, по большому счету была не столько в том, что его преследуют сейчас, сколько в том, что не преследовали раньше.

Однако в любом случае его судебное преследование является следствием изменения статус-кво, то есть является следствием смены власти в Армении. А это значит, что оно имеет политические обстоятельства как для России, так и для Армении. То есть, уголовное преследование Погосяна не является политическим, но дискуссии вокруг него являются политическими. В России находятся экс-министр обороны Микаел Арутюнян и глава следственной группы Ваагн Арутюнян (не имеют родственных связей), которые проходят по делу 1 марта 2008 года, а это дело гораздо ближе к политике.

Тем не менее, и Мигран Погосян может представлять определенный политический интерес. Во-первых, по Погосяну в свое время записывал ролик Алексей Навальный, где кажется, сравнивал его с Золотовым. Во-вторых, преследование высокопоставленных, орденоносных коррупционеров после смены власти не может не раздражать Москву, поскольку такие есть в числе приближенных и к кремлевскому режиму; они не только чужие, армянские. Таким образом создается прецедент, в котором у российских властей, вероятно, участвовать особого желания не должно быть. В-третьих, российские власти и так раздражены Николом Пашиняном и что тот ни делает, изменить эту ситуацию пока ему не удается. Поэтому, вопрос будет решаться на высшем (хотя, возможно, и не на самом высшем уровне) и будет рассматриваться как политический.

 

Дилемма российской стороны

Поскольку, если предварительное согласие уже получено, то вряд ли российская сторона будет менять свое решение. Владимир Путин предпочитает, если есть такая возможность, следовать законам и процедурам – его юридическое образование в некотором роде обязывает к этому. Также, выдача Погосяна – это некий «подарок», в том числе в качестве компенсации за отказ выдать Арутюнянов и в счет подкрепления отношений.

Наконец, последняя возможность – это то, что вокруг Погосяна будет устроен торг. То есть, предварительное согласие вроде бы есть, но есть ряд условий, при которых оно может сработать. Такие вещи часто делает Дональд Трамп, который любит создавать переговорные позиции из ничего, чтобы получить что-то взамен. Но вряд ли это может привнести в отношения что-то позитивное – раздражение только вырастет.

Наконец, это дело является тестом на уровень взаимоотношений. Предварительное согласие выдать Погосяна означает наличие все-таки какого-то уровня взаимоотношений, противное бы означало отсутствие у российской стороны желания сохранять мосты с новым правительством Армении, ибо дело Погосяна из всех подобных дел – самое однозначное, но выдача его в Армению будет означать возможность для Пашиняна сохранить лицо и продемонстрировать по крайней мере частичный успех в этом направлении, а также подкрепить свой имидж борца с коррумпированными элитами.

28.04.2019 в 21:57Эдуард Петровский78
Население еще можно успокаивать когда ругаешь некореное население
29.04.2019 в 00:18Игорь Сажин
Громоотвод можно создавать из чего угодно: рыжие, близнецы, любители животных, очкарики, любители выпить и покурить, бабники. лентяи, болтуны... Тут и этничности не нужно. Дай только поругать. Сегодня для преодоления национальных противоречий внутри России ругают Украину. Очень удобно. 
28.04.2019 в 19:39Игорь Сажин
Переговорные позиции любят создавать любые политики, особенно по значимым фигурантам. Это хорошие карты в политической игре, можно многое получить взамен полученного на растерзание врага. Месть - это то, чем успокаивать население. 
29.04.2019 в 10:05Игорь Сажин
Надо к этой игре относится как к игре, в которую заигрываются политики. Сегодня приезжие, завтра собачники, после завтра курильщики, а дальше еще что-нибудь придумают. Вон посмотрите на популиста Жириновского. Он то жителей Кавказа клянет, то украинцев, то китайцев, то алкоголиков... Им по-моему не важно на ком подниматься в ресурсные выси и подгребать. Для них поиск виноватого - это бизнес, которые щедро оплачивается. 
29.04.2019 в 08:46Эдуард Петровский78

Конечно из любого можно создать .но выбирают что легче что что внушительнее.например чтоб поднять рейтинг -партия или человек будет критиковать курильшиков или некоренное население -что выгоднее.

Ктото из депутатов давно писал -При выборах в краснодарском крае -обязательно должен поругать приезжих чтоб добится результатов или вы считаете что он мог просто поругать собачников -извините за мой простой русский -надеюсь понятно написал

29.04.2019 в 23:06borcali
Игорь Сажин, надо чтобы простой  народ не попадал в крючок этих болтунов и чтобы народ мог отделить белое от черного. Иногда думою не ужели народ не видит и не понимает  реалий?.
30.04.2019 в 11:30Игорь Сажин
Население попадает на крючек, на который население хочет попасть. Люди хотят боятся непонятного и чужого. Люди хотят верить в то, что очень просто разделить мир на хороших и плохих и если плохих изгнать, а оставить хороших, то все будет хорошо. Мир не будет хорошим, если просто его делить. Нет плохих народов, нет плохих группу, даже преступный мир очень разнообразны, даже чиновничий мир очень разннобразны, даже полицейские есть очень хорошие, а есть просто садится. Нет группы, которую можно отмаркирвать как плохую изначально поставить задачу ее изгнания для счасть. Да, мы можем ограничивать и социализировать некоторые группы, но не по групповому признаку, а по признаку личном, в виде личной ответственности за конкретное нарушение. Как только признак становится групповым, мы сами превращаемся в чистое зло.