НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
***
На данный момент протестное движение в Ереване развивается уже на протяжении несколько дней и, можно сказать, сложилась патовая ситуация. О нем нельзя сказать определенно, что есть выраженная тенденция его победы, но и нельзя сказать о тенденции поражения. Перед тем, как начать писать об этом движении, я максимально освежил информацию о событиях 2018 года, когда Пашинян устроил цветную революцию в Армении для того, чтобы почувствовать схожести и разницу. Гораздо лучше в памяти сохранились события политических акций 2022-23 гг. Так что сейчас буду писать именно с учетом этого опыта. Учитывая, что материала много, я сделаю несколько
Если сравнивать со всем оппозиционным движением 2020-23 гг. за свержение Пашиняна в качестве мести за сдачи территории и/или недопущение сдачи новых территорий, то оно бросалось в глаза именно дефицитом лидерства. Сначала было большое объединение партий 13-17 партий, потом к ним присоединились общественные объединения и непартийные политические группы и так далее. В конце 2020-начале 2021 года к протесту присоединились многие институты и даже Генштаб, что создало хорошие условия для смены власти, в том числе, через улицу. Но смена власти так и не произошла и тому было много причин. Одной из них было отсутствие харизматического лидера. То есть, было много политики и мало лидерства. Если же сравнивать с цветной революцией 2018 года, то там Пашинян исполнял роль скорее ведущего, чем лидера, по крайней мере, до последних дней. Архиепископ Баграт Галстанян - напротив, явно взял на себя позицию лидера, к его персоне сфокусировалось огромное внимание. Многие собравшиеся приходят именно из-за наличия фактора Баграта.
Собственное фото, 9 мая 2024 г. Участницы акции подошли для получения благословения в ходе шествия в сторону центра Еревана, на ул. Комитаса
Баграт в 2018 году поддержал Пашиняна, в целом он всегда был публичной и популярной персоной и в последние годы внимание к нему росло. В 2020 году он был в Арцахе во время войны, поддерживал бойцов и арцахцев, проводил службы в храме Шуши, который сейчас алиевский режим постепенно уничтожает. И, по сообщениям, в 2021 году Баграт заявил, что если Пашинян сдаст территории в Тавуше, то он уберет Пашиняна.
Кроме того, Баграт очень образован, имеет западный опыт (как образования, так и работы - в Великобритании и Канаде), так что явно владеет технологиями пиара, хотя и применяет их на собственном уровне, а не в качестве части политической стратегии. Огромную роль играет и харизма священника. Во-первых, это сильно сковывает полицию в действиях против протестующих, особенно, на основной акции. Во-вторых, это привлекает многих людей, которые бы в другом случае на акцию не пришли бы, то есть политически пассивных, которые составляют большинство.
Вместе с тем, политические речи архиепископа выглядят не как политические выступления, а скорее как расширенные проповеди. Призывами к примирению, в том числе, с представителями правящей партии, Баграт, с одной стороны, смягчает накал борьбы, агрессию участников и их готовность к действиям, с другой, расширяет их число и смягчает противодействие власти, таким образом либо инстинктивно, либо с учетом опыта, повторяет действия Пашиняна 2018 года. Кроме того, Баграт является очень заметным священником и очень многие просто хотят получить его благословение и поэтому присоединяются к акциям.
Поговорим также и о том, кем является архиепископ Баграт - и как он воспринимается в обществе? В отличие от очень многих армянских священников, Баграт выбрал путь публичности и благодаря этому приобрел авторитет. Это рождает подозрение и ревность среди многих других священников и людей, приближенных к церкви. Часть его горячо поддерживает, часть - критикует. Зачем ему публичность, если его задачей является духовное окормление своей паствы? Это неоднозначный вопрос, особенно в постсоветском армянском контексте. С другой стороны, учитывая меняющуюся информационную среду и нужды общества, появление авторитетов из церковных рядов также является естественным явлением. В западном контексте (а Баграт именно на Западе получил образование), все священнослужители должны были бы быть такими. С другой стороны, Армения не находится в западном контексте, поэтому здесь есть слои и культурного конфликта и во многом недоверие происходит именно из этого.
Другой слой недоверия происходит от того, что Баграт заранее не объявил о своей программе - ни внутриполитической, ни государственной (в случае победы). С одной стороны, часть политически активных людей хотели бы иметь представление о стратегии в случае взятия власти. Ничего такого опубликовано не было. Это означает, что либо программы нет или она очень размытая (что скорее всего), либо она есть, но Баграт ее скрывает. Здесь можно сказать, что публикация программы в армянских условиях совершенно не выгодна лидерам протеста: они создают возможность для критики и медиаатак, но очень мало дает добавленной стоимости, поскольку тех, кто реально интересуется программой в стране очень мало. Поэтому, как минимум с технологической точки зрения, все делается правильно. Другой вопрос - как в действительности будет формулироваться программа в будущем. Это станет понятно потом.
Собственное фото, 9 мая 2024 г. Выступление архиепископа Баграта со сцены на пл. Республики
Помимо этого возникает еще несколько вопросов - понятно, что общественную энергию аккумулировал архиепископ Баграт, а кто вокруг него? Второй вопрос - а насколько Баграт олицетворяет собой церковь в данном случае?
Попробую на них ответить. По поводу окружения, основные оппозиционные силы сейчас так или иначе вовлечены в этот протест и поддерживают его. Непосредственно рядом с ним можно видеть три политические персоны - Гарник Даниелян - депутат АРФ Дашнакцутюн из Тавуша, активист Сурен Петросян и Аветик Чалабян (координатор Hayaqve). На протесте не видно РПА. Активно пытаются вовлечься в протест уже обанкротившиеся "Сасна Црер"/"НДП". Таким образом, определенная оппозиционная консолидация вокруг Баграта есть, но именно фактор Баграта тут главный.
По поводу церкви, то нельзя сказать, что это скоординированное движение Армянской Апостольской Церкви за свержение власти. В то же время, есть спекуляции по поводу раскола в церкви или противоречий между Католикосом и архиепископом Багратом, либо по поводу самодеятельности последнего. Это тоже неверно: во-первых, церковь вовлек в политику Пашинян своими постоянными атаками. Кроме того, церковь просто не может в данной ситуации оставаться неучастной - ожидания в обществе очень велики. У Баграта есть благословение от Католикоса и публично он к нему все время апеллирует. Кроме того, в церкви был только один случай отказа в поддержке движения - это епископ из Котайка, незаконнорожденным сыном которого является один из самых высокопоставленных членов команды Пашиняна - Аргишти Кярамян.
Таким образом, сказать, что движение ведет церковь как институт нельзя, но и сказать, что это самодеятельность Баграта - тоже. Церковь, по сути, частично вовлечена в происходящее, особенно, своим авторитетом.
Еще один вопрос заключается в том, что у епископа все же нет политического опыта. Явной потерей темпа был ультиматум Пашиняну с требованием уйти в отставку вечером 9 мая, а после отсутствия ответа - роспуск акции. Но об этом - в следующей публикации