Возомнить из себя историка, написать целых три статьи про одно село и так и не написать ни одного слова про то, что на самом деле было самым важным для истории Арцаха и даже всего Кавказа. Это я про себя и про село Цор.
Кто-то знает, откуда пришло христианство в Арцах (Нагорный Карабах)?
Про Армению все слышали, Григорий Просветитель крестил армянского царя и армянский народ. Но на тот момент истории, Арцах не входил в Армению, он входил в страну Алуанк, иначе Албанию.
И ведь не раз читал Мовсеса Каланкатуаци и его "Историю страны Алуанк".
Алуанк - это страна, которая веками жила на территории современного Азербайджана. Азербайджан претендует на то, чтобы называться ее наследником, просто по тому праву, я тебя убил и все твое - теперь мое.
Страна Алуанк реально существовала и граничила с Арменией. В тот исторический момент, когда Великая Армения ослабла, несколько ее областей были отторгнуты и присоединены к Алуанку, в том числе и область Арцах - так тогда назывался Нагорный Карабах.
Почему армяне согласились на потерю такой области как Арцах? Видимо потому, что отдав Арцах, они стали играть большую роль в политике страны Алуанк. Читаю у Мовсеса Каланкатуаци:
"Урнайр, царь Алуанка, муж доблестный, был зятем персидского царя Шапуhа. Он в великих сражениях снискал себе славное имя, воздвиг в Армении Крест победы. Он обрел вторичное рождение от просветителя армян святого Григора и, вернувшись [к себе], озаренный сиянием Святого Духа, стал еще больше просвещать алуанцев и до конца своей земной жизни оставался сыном вечного света. После его [Урнайра] смерти из Алуанка попросили себе в католикосы отрока Григориса, поскольку царь наш Урнайр просил у святого Григора, чтобы [впредь] его святым рукоположением был назначен епископ над его страной. И по сей день, следуя установившемуся порядку, они, Армения и Алуанк, пребывают в единодушном братстве и нерушимом союзе."
От братства и нерушимого союза, на сегодня не осталось и следа, как и от самой страны Алуанк, но вернемся к истории. Царь Урнайр, как видно из записи, принял христианство от армянского католикоса Григора Лусаворича, но это не означало то, что вся его страна приняла христианство. Алуанк состоял из 26 разных народов - это от Нагорного Карабаха до Дагестана. Эти племена не раз нападали на Армению и грабили ее. Известно, что царь Армении Арташес взял в жены аланскую царевну Сатеник, когда аланы, сплотив всех горцев напали на Армению. Видимо, этим браком скрепили союзный договор...
Персия верила в зороастризм, Армения выбрала христианство и выбор Алуанка очень важен был. Царь Алуанка, (из надписи мы узнали, что он был зятем персидского шаха), выбрал христианство, это была победа христианства, но из той же записи видно, что он очень скоро умер, видимо не без помощи шаха (просто мое предположение), но перед смертью,он успел сделать свой выбор. Армения прислала в Алуанк внука Григория Просветителя, отрока Григориса, который должен был крестить Алуанк.
Почему это было важно? Католикос был равен в правах с царем - это многое объясняет.
Арцах, хоть и был отторгнут от Армении, но оставался ее частью, он был настолько важен для Армении, что сам Григорий Просветитель, после крещения Армении, приехал в Арцах и основал церковь в Амарасе.
"Прибыв в гавар hАбанд , он поучал и наставлял не преступать заповеди Сына Божьего. Здесь начал он постройку церкви в Амарасе и назначил работников и мастеров, чтобы закончить ее. "
Сделав это богоугодное дело, Григорий Просветитель уехал в Армению, назначил своего сына Вртанэса католикосом Армянским, а сам удалился в уединение, где и умер. Видно, настолько важно было ему приехать в Арцах и построить здесь церковь, что сделав это, он посчитал свою миссию исполненной.
Монастырь - крепость Амарас, фото: Давид Симонян
Его внук, Григорис, продолжил его дело в Арцахе:
" И увез он [Григорис] всесвятые мощи мучеников в Цри, в большой город княжества Алуанк, построил [там] небольшую церковь и с великими предосторожностями поместил в ней толику крови Захарии и часть мощей святого Пандалиона. И поставив там священника одного по имени Даниел служителем и блюстителем мучеников Христа..."
Большой город Цри - то самое село Цор, про которое я рассказывал. Церковь сейчас там в полуразрушенном состоянии, я обещал туда поехать, но до сих пор не поехал. Теперь точно надо. Ведь с этой церкви начал свой путь к мученической смерти первый католикос Алуанка, Григорис.
"он отправился в страну мазкутов и предстал перед Санесаном, царем мазкутов, сородичем Аршакидов. И проповедовал он там единую силу Творца – неизреченную Троицу и воплощение Слова Божьего, рассказывая о множестве различных чудес, сотворенных на земле [Христом], о Его распятии, смерти и о воскресении на третий день, о вознесении всем телом на небо, а также о втором пришествии Его, чтобы вершить суд над живыми и мертвыми..."
Но надо учесть, что Григорис не умел творить чудеса и на горцев его проповеди не особо подействовали, да и агенты шаха не дремали:
И говорили они. «Это лукавство армянского царя, чтобы запретить нам грабить Армению. Чем же мы будем жить, если не будем грабить и похищать?» Затем и царя [своего] они склонили к злобному коварству своему. Тогда, схватив юного Григориса, они привязали его к хвосту свирепого коня и пустили по полю Ватнеан . Так был увенчан святой. И ученики его взяли [тело] и привезли в городок Амарас, что в гаваре hАбанд.
Кстати, до сих пор, у нас, в монастыре Амарас есть надгробный камень Григориса в подземелье, хотя и копия. Оригинал и первая копия были разбиты.
фото: Давид Симонян
«Усыпальница святого Григориса, Католикоса Алуанка и внука святого Григора Просветителя Партева. Родился в лето 322, помазан в лето 340 и предан мученической смерти в лето 348 в Дербенте царем маскутов Санесаном, святые мощи (его) были привезены в Амарас его питомцами-дьяконами из Арцаха»
Года два назад, там провели раскопки. Не нравятся мне наши историки и их раскопки, нет у них уважения к истории. Кости, которые они выкопали, они оставили рядом в пристройке Амараса.
Я их случайно увидел, когда с туристами поехал туда. Что с ними потом стало, я не знаю.
В самом Дагестане, на месте мученичества св. Григориса, в селе Нюгди, была построена часовня, на месте которой в 1916 году построили церковь Святого Григориса.
Автор: Artvin - Фото из базы данных Дагестанского отделения Союза армян России.
Армянские надписи на камнях в церкви, свидетельствуют о том, что это место не забывалось и разные люди в разные века, жертвовали деньги, чтобы реставрировать эту часовню и не допустить ее упадка.
Про город крепость Цор и церковь, которую там основал Григорис, есть и продолжение и Мовсеса Каланкатуаци.
В то самое время укрепленный город Цри восстал против царя Алуанка и подчинился персидскому царю. Пришли аргесцы и взяли город. Нашли там священника Даниела, служителя святых, рукоположенного св. Григорисом и отрока одного, чилба , найденного священником и возрожденного христианским крещением...
Оба они немедленно были обезглавлены мечом и приняли венец блаженства и торжество победы прекраснейшего мученичества вслед за своим духовным отцом, отроком Григорисом...