Меч Молния Давида Сасунского и загадка Экскалибура

09 января 2020, 13:58

Приезжали в Ереван? Видели памятник Давиду Сасунскому? Вот он, слился с конем размахнувшись мечом - весь в движении. Про Давида Сасунского и про всех сасунских храбрецов можете прочитать в нашем народном эпосе. Есть и в русском переводе. Интересно. Эпос показывает характер народа.

фото:  enterprise.am   

Конь Давида называется Куркик Джалали. По рассказам, дед Давида, богатырь Санасар достал его из под моря, конь взбрыкнулся и поднял безумца к солнцу, чтобы сжечь, но Санасар смог спрятаться у него под брюхом, тогда конь бросился в пропасть, чтобы раздавить его, но тот встал ему на спину и устоял. Конь признал Санасара своим хозяином и другом, стал верно служить не только ему, но и всему его потомству. У коня век короток? Так это волшебный конь. Куркик Джалали. Он давал мудрые советы, воодушевлял, а в бою выпуская из ноздрей пламя, бился наравне с наездником, уничтожая копытами врага...

С конем в наследство от деда и отца Мгера Старшего, Давиду достался и волшебный Меч Молния, Тур Кайцаки (тур-меч, кайцак-молния). Почему молния? Разил и блестел как молния? В легенде говорится, что Меч Молния упал с неба. Как упал? Вместе с ударом молнии?

Возможно, все было намного проще и интересней...

Читаю "Легендарное оружие древности" Андрея Низовского, про саблю Карла Великого, которая хранится в Вене. Не его знаменитый меч "Жуаез", 

Существует,  романтическая легенда о том, что эта сабля — не что иное, как меч легендарного вождя гуннов Аттилы. Предания, уходящие своими корнями в глубокую, еще скифскую древность, называют этот меч «божественным», «небесным»: тот, кто владеет им, непобедим и будет владеть всем миром. По преданию, он упал с неба. Однажды меч нашел безвестный мальчик-пастух. Увидев торчащую из земли рукоять, он попытался вытащить оружие, но тут меч неожиданно запылал и сам выпрыгнул из земли. Дождавшись, когда стальной клинок остынет, мальчик взял меч и отнес его вождю своего народа — Аттиле...
Став обладателем небесного оружия, Аттила повел гуннов на запад. Он сокрушил германские племена Восточной и Центральной Европы и обрушился на Римскую империю, все сметая на своем пути. Современники называли Аттилу «потрясателем Вселенной»...

Тоже с неба упала, но оказывается:

 Легенда о происхождении меча имеет вполне реальные корни и, возможно, в поэтической форме отражает древний венгерский метод получения стали из железа: откованный меч втыкали в землю на вершине какого-либо кургана, холма или другой насыпи и оставляли его в таком положении в ожидании, когда в меч ударит молния. Упавший с неба мощный электрический разряд изменял молекулярную структуру железа, и в руках мастеров оказывалось готовое стальное изделие. Такие мечи, с точки зрения древних мадьяр, в буквальном смысле имели божественное происхождение, так как в их изготовлении участвовали сами небеса — молния в глазах венгров была «стрелой Бога»...

Молнии в горах -  явление частое, а идея закалить меч с помощью молнии, возможно, пришла в голову и нашим кузнецам. Воткнули меч на вершину горы, как громоотвод и ждали, может даже годы ждали, но когда в нее попала молния, "Небесный меч" стал реальностью. 

Так что, Меч Молния Давида Сасунского, возможно, действительно ковалась молнией, а народ в своих рассказах это чуть-чуть приукрасил.

Еще один меч меня заинтересовал, знаменитый легендарный меч короля Артура - Экскалибур. Не сам меч, а узор на лезвии.

...он вышел с мечом Артура в руке, на котором были изображены две золотые змеи. Изо рта у них, когда меч вынимали из ножен, вырывались языки пламени, и нелегко было смотреть на них из-за их пугающего обличья...

Вспомнились бронзовые кинжалы (мечи?), найденные у нас, в Лчашене и в Артике, на лезвии которых инкрустация - медная змея. Возможно, у короля Артура змеи были золотые, вот и отражали пламя. На этих кинжалах тоже голова змеи идет к рукоятке, и когда кинжал вынимаешь из ножен , ты как бы открываешь пасть змеи. Видимо, это символизировало то, что удар кинжала так же смертоносен, как и укус ядовитой змеи...Тысячи лет разницы между этими бронзовыми кинжалами, которые хранятся в наших музеях и волшебным мечом короля Артура, но узор и символика совпадают.

Интересно совпадения легенд и реальности...

О своих мечах я уже рассказывал 

Меч. Колет - проколет, режет - отрежет.

10.01.2020 в 21:04Игорь Сажин
Это очень известные подходы в мифологии разных народов. Битва человека и природы стоит в основе многих мифов. Герой - это человек вступивший в бой с природой. При этом изначально злая сила - это сила природы и герой должен победить силу природы, приручить, подчинить. Потом злая сила в мифологии становится другой, на ряду с природой появляется враг в лице иноплеменников, которые стремятся уничтожить семью, соплеменников. Мифы начинают переплетаться и вот уже враждебные иноплеменные силы начинают сплетаться с враждебной природной силой. И герой начинает вести борьбу со злом подчинив себе силу природы. Но самой конечной точкой становится мифология подчинения человека-героя самым высшим силам путем принесения себя в жертву для спасения человечества от внутреннего зла, от личной греховности. От борьбы с природным злом, к борьбе с иноплеменным злом и далее к борьбе со злом внутри себя. Таком мифологический путь человечества. 
12.01.2020 в 01:58Zangelan
Вы просто не уловили что автор хотел он хочет сказать что Экскалибур и есть меч Сасунский)))
10.01.2020 в 15:11Dawid
Игорь, я так глубоко не думал, это новый взгляд для меня, спасибо
09.01.2020 в 23:30Игорь Сажин
По одной из версий эпоса, конь и Давид просто поговорили. Давид говорит я сделаю так. Конь говорит, а я сделаю так. Давид говорит, а я сделаю так. Конь говорит, а я сделаю так. Т.е. битвы не было, а была договоренность, после которой конь признал лидерство Давида. И происхождение коня очень интересное. Там две версии гуляют в разных вариантах эпоса. По одной он реально под водой и его находят по уздечке на берегу. Т.е. конь выходит из самой мощной и подвижной стихии, из воды. А по другой - это наследство от отца, запертое внутри скалы. Т.е. это стихия спрятанная внутри гор. Конь как бы выходит из стихии геологической или водной. Обе версии мне интересны. Но версия воды, похоже, более древняя, конь берется ниоткуда и приручается героем. Вторая версия про отцовского коня, это уже версия более близкая, когда имущество может лишь тогда быть когда оно пришло по наследству и ниоткуда оно не берется, у всего есть свой хозяин. 
09.01.2020 в 23:54Dawid
Есть еще версия, похожая на вторую, что Давид украл коня у горных Дэвов из их пещеры
10.01.2020 в 11:08Игорь Сажин
Т.е. все от природы. Это не конь, а природные силы, которые оседлал Давид. Видимо более древняя версия прихода коня от Дэвов, потом переросла в наследственную версию, когда природная сила идет не от самой природы, а от предков, собственность идет от природы, а от предков. Через предков наша связь с природой, с миром как таковым.