Кавказская война (1817-1864): между памятью и историей.

1119 тем и 2 сообщения

Он-лайн дискуссия начнется в 19.00. Приглашаются все желающие. Участие в дискуссии предполагает регистрацию под своими именами. 

 Уважаемые коллеги, участники дискуссии и наши читатели! Мы начинаем он-лайн дискуссию "Кавказская война: между памятью и историей».  

21 мая исполнится 150 лет со дня окончания Кавказской войны 1817-1864 гг.. В истории нашей страны она была одной из самых длительных, жестоких войн, привела к масштабным политическим и демографическим последствиям, к переселениям и массовым депортациям, к тектоническим сдвигам в судьбе многих народов как Кавказа, так и имперской России, к изменениям коллективных ментальностей и культурных матриц.  

Спустя 150 лет это событие не утратило к себе общественного и профессионального внимания, тем более, что проблемы понимания и отношения людей к своему прошлому приобретает особую актуальность. В сознании людей, как показывают данные социологических опросов, современные проблемы не только связаны с прошлым, они напрямую связаны с выстраиванием стратегий своего будущего.

Наша он-лайн-дискуссия пoсвящена обсуждению различных аспектов исторической памяти Кавказской войны. На мой взгляд, это очень важно, так как историческая память ( набор представлений, образов, текстов, ритуалов) имеет самостоятельную ценность, она не просто способ сохранения знаний о прошлом; историческая память обладает большим потенциалом воздействия на человеческое сознание и поведение — как консолидирующим, так и разрушительным. Известный ученый М. Хальбвакс писал, сравнивая мощь памяти с силой морской стихии, что «нахлынувшее море — это волна живой памяти, ее волны катятся вперед и несут из прошлого в будущее беспокойное настоящее».  

Память о Кавказской войне сегодня, в 21 веке, как бы заново переживается; она фиксируется не только в изданных исследованиях и опубликованных исторических источниках, но и передается в семейных преданиях, легендах, героических рассказах о подвигах предков, величальных и поминальных народных песнях, в возвращении топонимов, в создании новых (музеев, памятников, ритуалов) и сохранении традиционных «мест памяти».

На обсуждение в нашей дискуссии выносятся следующие вопросы: 

  1. Почему проблематика Кавказской войны остается актуальной для народов современного Северного Кавказа? Историческая память как ресурс для мобилизации и консолидации общества. 2. Проблематика сохранения памяти в кавказской диаспоре на Ближнем Востоке и необходимость ее изучения.3. Формы сохранения и презентации исторической памяти. Новые ритуалы памяти и формы. Проблемы возведения памятников и формирования «мест памяти» Кавказской войны. Где границы допустимого? И, наконец, последний вопрос -  Как преодолеть "войны памяти" на Северном Кавказе?  

К участию в дискусии приглашены:  

Аббаз Осмаев, д.и.н., Грозный, ЧГУ

Михаил Волхонский, к.и.н., доц, МГИМО(У) МИД, Москва

Хаджимурад Доного, д.и.н., Махачкала

Николай Трапш, к.и.н.. ЮФУ, Ростов-на-Дону 

Владимир Новиков, к.и.н., политолог, Москва

Фатима Озова, к.и.н., Черкесск, КЧИГИ

Мадина Паштова, к.филол. н., Майкоп, АРИГИ

Магомедхан Магомедханов, к.и.н., Махачкала

Ахмет Ярлыкапов, к.и.н., Институт этнологии и антропологии РАН, Москва  

Даниил (Чадаев) - иеромонах, клирик Майкопской и Адыгейской иепархии

Ляна Ашхотова, черкесский активист, Нальчик.

Таймураз Доцоев, блогер, РСО-А.   

Регламент работы: Мы работаем полтора часа. Официально неприглашенным участникам дискуссии слово будет предоставлено после всех уже выступивших. Я предоставляю слово участникам для последовательного обсуждения указанных вопросов. Прошу не переходить на личности и оскорбления. 

Итак, прошу высказываться по первому вопросу.  Слово предоставляется Хаджимураду Доного, Подготовиться Михаилу Волхонскому.

 

Добрый вечер!

 

Добрый вечер, коллеги!

Всем Добрый вечер!))

 

Пока Хаджимурад пишет свой пост, прошу Аббаза и Фатиму ответить на первый вопрос. Подготовиться Владимиру Новикову

Добрый вечер!

Добрый вечер!

 

По моему ответ очевиден. Распад любой империи – хоть Британской, хоть Российской, хоть Советской –возникает актуализация исторической памяти. До момента распада империи  историческая память о той же Кавказской войне была либо задавлена, либо фрагментарно включена в общеимперскую идентичность.  Империя рушиться – актуализируется историческая память.

 

СССР де-юре прекратил существование почти 23 года назад. Однако процесс переконфигурации постсоветского пространства продолжается. А такие процессы – это всегда процессы актуализации исторической памяти.

 

Отметим, что вопрос не только в претензиях тех или иных народов к империи, но и в претензиях этих народов другу к другу, корни которых часто уходят в доимперский период.

 

В ситуации переконфигурации постсоветского пространства и кризиса общероссийской новой идентичности Кавказская война для многих народов оказывается ближайшим историческим событием, от которого они начинают отстраивать свое место и роль в тех процессах, которые происходят в мире.

 

Если же говорить об этом с точки зрения российской политики на Кавказе, то это не хорошо и не плохо, это естественный процесс. Проблема не в том, что те или иные народу вдруг вспоминают события Кавказской войны, а в том, что те, кто должен отвечать за российскую политику не знают, как на этот вызов отвечать.

 

Добрый вечер!

цитата:

Наима Нефляшева

 Уважаемые коллеги, участники дискуссии и наши читатели! Мы начинаем он-лайн дискуссию "Кавказская война: между памятью и историей».  

21 мая исполнится 150 лет со дня окончания Кавказской войны 1817-1864 гг.. В истории нашей страны она была одной из самых длительных, жестоких войн, привела к масштабным политическим и демографическим последствиям, к переселениям и массовым депортациям, к тектоническим сдвигам в судьбе многих народов как Кавказа, так и имперской России, к изменениям коллективных ментальностей и культурных матриц.  

Спустя 150 лет это событие не утратило к себе общественного и профессионального внимания, тем более, что проблемы понимания и отношения людей к своему прошлому приобретает особую актуальность. В сознании людей, как показывают данные социологических опросов, современные проблемы не только связаны с прошлым, они напрямую связаны с выстраиванием стратегий своего будущего.

Наша он-лайн-дискуссия пoсвящена обсуждению различных аспектов исторической памяти Кавказской войны. На мой взгляд, это очень важно, так как историческая память ( набор представлений, образов, текстов, ритуалов) имеет самостоятельную ценность, она не просто способ сохранения знаний о прошлом; историческая память обладает большим потенциалом воздействия на человеческое сознание и поведение — как консолидирующим, так и разрушительным. Известный ученый М. Хальбвакс писал, сравнивая мощь памяти с силой морской стихии, что «нахлынувшее море — это волна живой памяти, ее волны катятся вперед и несут из прошлого в будущее беспокойное настоящее».  

Память о Кавказской войне сегодня, в 21 веке, как бы заново переживается; она фиксируется не только в изданных исследованиях и опубликованных исторических источниках, но и передается в семейных преданиях, легендах, героических рассказах о подвигах предков, величальных и поминальных народных песнях, в возвращении топонимов, в создании новых (музеев, памятников, ритуалов) и сохранении традиционных «мест памяти».

На обсуждение в нашей дискуссии выносятся следующие вопросы: 

Почему проблематика Кавказской войны остается актуальной для народов современного Северного Кавказа? Историческая память как ресурс для мобилизации и консолидации общества. 2. Проблематика сохранения памяти в кавказской диаспоре на Ближнем Востоке и необходимость ее изучения.3. Формы сохранения и презентации исторической памяти. Новые ритуалы памяти и формы. Проблемы возведения памятников и формирования «мест памяти» Кавказской войны. Где границы допустимого? И, наконец, последний вопрос -  Как преодолеть "войны памяти" на Северном Кавказе?  

К участию в дискусии приглашены:  

Аббаз Осмаев, д.и.н., Грозный, ЧГУ

Михаил Волхонский, к.и.н., доц, МГИМО(У) МИД, Москва

Хаджимурад Доного, д.и.н., Махачкала

Николай Трапш, к.и.н.. ЮФУ, Ростов-на-Дону 

Владимир Новиков, к.и.н., политолог, Москва

Фатима Озова, к.и.н., Черкесск, КЧИГИ

Мадина Паштова, к.филол. н., Майкоп, АРИГИ

Магомедхан Магомедханов, к.и.н., Махачкала

Ахмет Ярлыкапов, к.и.н., Институт этнологии и антропологии РАН, Москва  

Даниил (Чадаев) - иеромонах, клирик Майкопской и Адыгейской иепархии

Ляна Ашхотова, черкесский активист, Нальчик.

Таймураз Доцоев, блогер, РСО-А.   

Регламент работы: Мы работаем полтора часа. Официально неприглашенным участникам дискуссии слово будет предоставлено после всех уже выступивших. Я предоставляю слово участникам для последовательного обсуждения указанных вопросов. Прошу не переходить на личности и оскорбления. 

Итак, прошу высказываться по первому вопросу.  Слово предоставляется Хаджимураду Доного, Подготовиться Михаилу Волхонскому.

 Народы, в прошлом колонизируемые империей хотят знать правду, при чем не только ученые, историки, специалисты, но и люди далекие от науки, но болеющие и интересующиеся этой темой. А правду эту не всегда можно было постичь, потому что зачастую не было возможности или «правда» усиленно вещала о всевозможных добровольных вхождениях кавказских народов по очереди в состав империи, или о набегах диких скопищах горцев на мирные поселения, или зудела о религиозном фанатизме и пр. Шамиль объявлялся то народным героем, то «ставленником султанской Турции и английских колонизаторов».

Я помню как будучи студентом, пришел в главную библиотеку Махачкалы и заказал по каталогу книгу Мухаммад-Тахира аль Карахи «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах» в переводе Барабанова. Так мне ее не дали – «нельзя». Будучи в историческом музее мне не разрешили сфотографировать известную картину Т.Горшельта «Сдача Шамиля князю Барятинскому». Замдиректора мне строго ответила, что для этого нужно разрешение из обкома партии. Таких эпизодов было немало. А почему не разрешали?

Как сказал современный историк: «Интерес к истории пробуждается в драматические периоды жизни народа (для нашего времени это подходит вполне) – люди ищут в прошлом объяснений нынешнего, примеров для будущего».

 

Подруга Седы Сулеймановой задержана на одиночном пикете Подруга Седы Сулеймановой задержана на одиночном пикете НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Елена Патяева на одиночном пикете в Санкт-Петербурге заявила, что за 10 месяцев расследование исчезновения ее подруги Седы Сулеймановой не дало никаких результатов. Полиция задержала Патяеву во время ее одиночного пикета. Поводом для задержания названо нарушение антиковидных ограничений. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/408056 29 января 2025, 17:17 Нарткала: за что педагог избила школьника? Нарткала: за что педагог избила школьника? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Проверку после избиения педагогом школьника в Нарткале проводят следователи, учительницу отстранили от работы. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/407996 28 января 2025, 22:38 Трагедия в Имишли привела к требованиям отставки властей Трагедия в Имишли привела к требованиям отставки властей НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ "В отставку!" — с таким требованием к высшим властям страны вышли на улицы жители азербайджанского города Имишли. Стихийный политический протест был спровоцирован смертью троих детей в результате ДТП с участием полицейского автомобиля. Силовики задержали несколько человек, в том числе оппозиционных активистов. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.media/articles/407895 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 24 января 2025, 19:40 Жители Воскресенского против превращения их земли в токсичную свалку Жители Воскресенского против превращения их земли в токсичную свалку НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Власти намерены изменить назначение земли, на которой расположена площадка временного хранения песка с мазутом, что позволит расположить вблизи от домов мусорный полигон, пожаловались жители хутора Воскресенский в Анапе. На площадке хранится 128 тысяч тонн замазученного песка, отчитался оперштаб. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/407713 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 20 января 2025, 23:32 Тбилиси: борьба за право скрывать лица Тбилиси: борьба за право скрывать лица НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Активисты в масках, выступающие против запрета закрывать лицо на акциях протеста, присоединились к собравшимся у парламента жителям Грузии, которые требуют продолжения евроинтеграции и новых выборов. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/407712 19 января 2025, 16:40 Армяне протестуют против суда над пленными в Баку Армяне протестуют против суда над пленными в Баку НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Карабахские НПО и движение «Вместе» провели акции в Ереване, потребовав от ООН принять меры для прекращения судебного процесса над армянскими заключенными в Баку и их освобождения. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/407679 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 17 января 2025, 20:26