Правозащитный центр "Мемориал" расценивает убийство Магомеда Евлоева, владельца оппозиционного сайта "Ингушетия.Ru", как акт государственного террора, как демонстративное и циничное преступление.
"Складывается впечатление, что после "маленькой победоносной войны" власти отказались от соблюдения хотя бы видимости законности в своих действиях по отношению к тем, кого считают противниками", - говорится в сообщении ПЦ "Мемориал".
Правозащитники потребовали быстрого и эффективного расследования убийства Магомеда Евлоева и привлечения к ответственности его исполнителей и заказчиков.
Как уже сообщал "Кавказский узел", Евлоев скончался в республиканской больнице в Назрани, куда он был доставлен 31 августа с огнестрельным ранением в голову. За несколько часов до этого Евлоев был задержан в аэропорту "Магас" сотрудниками МВД Ингушетии и увезен в неизвестном направлении.
По данным издания "Коммерсант", ссылающегося на руководителя Оргкомитета общенационального митинга протеста Магомеда Хазбиева, сторонники оппозиции предприняли попытку отбить Евлоева у силовиков по пути из аэропорта. Им удалось остановить две машины милицейского кортежа, но в них задержанного не оказалось. По словам Хазбиева, его соратники избили милиционеров и отняли у них удостоверения. Позднее выяснилось, что к тому времени Евлоев уже был смертельно ранен в другой машине.
По версии властей, ранение Евлоева было вызвано непроизвольным выстрелом пистолета одного из его конвоиров, а этот выстрел был сделан после того, как оппозиционер пытался отнять у другого милиционера автомат. Прокурор Ингушетии Юрий Турыгин подчеркнул, что Евлоев получил смертельное ранение случайно.
Председатель оргкомитета общенационального митинга Магомед Хазбиев, между тем, не верит в случайную смерть Магомеда Евлоева.
"Про случайный выстрел - это сказки. Магомеда хотели убить. Подумайте, какая необходимость была идти на задержание безоружного человека с до зубов вооруженным спецназом? Магомеда могли скрутить и без применения оружия", - отметил М. Хазбиев в интервью газете "Коммерсант".
"И почему оружие, из которого якобы случайно выстрелили в Магомеда, было не на предохранителе и с патроном в патроннике? Я омывал тело Магомеда и видел рану: пуля вошла в один висок и вышла через другой. В драке такое ранение нанести невозможно", - заявил соратник М. Евлоева.
Директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов также не согласен с заявлениями о случайной смерти оппозиционера: "Случай убийства Магомеда Евлоева - это расправа отнюдь не с политиком. Магомед не был политиком, Магомед был общественным деятелем".
Следует отметить, что деятельность Магомеда Евлоева не раз вызывала гнев властей. Так, в мае этого года прокуратура Ингушетии обратилась в Назрановский суд с просьбой признать экстремистским опубликованное сайтом Евлоева "Ингушетия.Ru" интервью известного ингушского предпринимателя и одного из лидеров местной оппозиции Мусы Келигова. В интервью, которое было перепечатано из московской газеты "Время новостей", бывший вице-президент компании "ЛУКОЙЛ-интернешнл" и экс-заместитель полпреда президента РФ в ЮФО Муса Келигов в довольно резкой форме критикует деятельность Мурата Зязикова на посту президента Ингушетии, обвиняя его в казнокрадстве и даже в связях с похитителями людей. Эти высказывания прокуратура Ингушетии и сочла экстремистскими.
6 июня Кунцевский суд Москвы прекратил деятельность "Ингушетии.Ru". 12 августа Московский городской суд подтвердил это решение.
В это время главный редактор сайта Роза Мальсагова была вынуждена из-за преследований просить политического убежища во Франции.
Сам Магомед Евлоев ранее заявлял, что активизация нападок на сайт связана именно с публикацией материала об избиении президента Ингушетии Мурата Зязикова бывшим заместителем полпреда президента России в ЮФО Мусой Келиговым.
В ноябре 2007 родственники убедили отца Магомеда Евлоева Яхью Евлоева обратиться к сыну с требованием закрыть сайт "Ингушетия.Ru". Евлоев-старший пояснил сыну, что из-за сайта у него появилось много врагов и он может быть убит в любую минуту. Тогда Магомед Евлоев, подчинившись воле отца, прекратил редактирование сайта.
В августе в Ингушетии был обстрелян дом Магомеда Евлоева. Он обвинил в этом "местных силовиков". Инцидент совпал с участием Евлоева в акции по сбору в Ингушетии подписей за возвращение на пост главы республики Руслана Аушева.
Кроме того, летом 2007 года Кунцевской межрайонной прокуратурой Москвы против сайта «Ингушетия.Ру» было возбуждено уголовное дело по обвинению в разжигании межнациональной вражды. Дело было возбуждено на основании заявления представителей общественных организаций Северной Осетии, утверждавших, что интернет-ресурс в оскорбительной форме трактовал ход событий во время осетино-ингушского конфликта 1992 года.
Также, по информации североосетинского портала Irrata.com, весной 2007 года МВД Северной Осетии пришлось опровергать появившуюся на сайте «Ингушетия.Ру» информацию, в которой речь шла о "бесчинствах неизвестного эскадрона смерти", коим ингушский сайт называет сотрудников УБОПа МВД Северной Осетии.
После выборов в Госдуму России 2 декабря 2007 года Евлоев с коллегами организовал акцию "Я не голосовал!", итоги которой, по словам организатора, доказывали, что сведения о явке на выборах были властями сильно завышены.
Магомед Евлоев, кроме того, был объявлен в федеральный розыск по подозрению в пособничестве убийству и подделке документов во время его работы в прокуратуре в 1999 году.
В городе Назрань по улице Тутаевой рядом со зданием Сбербанка проходит митинг, поводом к проведению которого послужило убийство Евлоева. Митингующие требуют немедленной отставки президента Ингушетии Мурата Зязикова.
Один из участников митинга рассказал корреспонденту "Кавказского узла": "Я вышел потому, что не собираюсь терпеть беспредел. Моего брата тоже незаконно увели силовики и убили. Я хочу, чтобы прекратились убийства и похищения в Ингушетии, и для этого необходима отставка президента Мурата Зязикова".
Как считает эксперт Московской Хельсинкской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев, убийство Магомеда Евлоева является вызовом всему правозащитному движению в России.
"Ничем иным как циничным и наглым вызовом всему обществу, правозащитному движению России я назвать произошедшее не могу, - заявил эксперт в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", добавив, что это, по его мнению, политическое убийство заказного характера.