В Ингушетии, где за последнее время практически не было дня без взрывов, нападений, обстрелов чиновников, гражданских лиц, присутствуют элементы умеренной гражданской войны, считает бывший президент республики Руслан Аушев.
Напомним, что, как уже сообщал "Кавказский узел", в городе Назрани в Ингушетии сегодня практически в одно и то же время был совершен обстрел поста милиции на Экажевском перекрестке и обстреляна автомашина с военнослужащими внутренних войск. Два человека погибли, трое ранены.
"Я думаю, что обстановка в самой республике, да и в целом на Кавказе тревожная. И я думаю, что это связано с самой ситуацией на Кавказе", - заявил Аушев 30 сентября в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Он уверен, что напряженность изначально пришла из Чеченской республики. А если взять ситуацию в последние 4-5 лет в Ингушетии, то сегодняшняя ситуация, когда под огонь попадают и представители органов власти, и чиновники, и простые жители и существует вооруженное подполье - все это последствия того, что ситуация постепенно накалялась.
Руслан Аушев не склонен видеть объяснение этого обострения ситуации в республике в попытке экстремистских террористических элементов дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе в целом, о чем заявляют нынешние республиканские власти.
"У меня такой информации нет", - говорит бывший президент республики, отмечая, что ранее, с 1990 по 2002 год, когда в Чечне шли боевые действия, было легче "раскачать" Ингушетию.
"Почему мы не говорим о том, что обострение ситуации мы лишь пытались решить только одним путем – силовым?", - задается вопросом Аушев. По его мнению, нельзя решать сложные политические, экономические, социальные проблемы, вопросы с беженцами силовым путем.
"Силовое давление вызывает ответное силовое давление. Идет радикализация общества, особенно молодежи", - отмечает Аушев, подчеркивая, что это является результатом введения федеральным центром дополнительных войск и сил по линии МВД, Министерства обороны, а также произволом со стороны сотрудников этих силовых ведомств. "Сегодня Ингушетия уже первое место занимает среди субъектов по количеству вооруженных формирований на душу населения", - говорит он.
"Там же фронтовые сводки идут. Взрывы, подрывы, обстрелы. Применяются такие средства как гранатомет, фугас", - говорит Аушев.
Отметим, что руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, побывавшая в Ингушетии с двухдневным визитом с целью ознакомления с ситуацией в сфере соблюдения прав человека в республике, считает, что в Ингушетии власти терроризируют население подобием сталинских репрессий 37-го года.
"Ситуация в Ингушетии сегодня сложилась катастрофическая, - говорит Людмила Алексеева. - Людей похищают, пытают, убивают. Все это происходит под предлогом борьбы с терроризмом".
Людмила Алексеева рассказала, что президент Ингушетии Мурат Зязиков считает, будто оппозиция, которая существует в республике, связана с террористическим подпольем, однако сама Алексеева уверена, что это не так. Власти своими руками толкают ингушей в оппозицию и даже в подполье, считает Алексеева. "Молодые люди считают, что лучше уйти в лес, чем сидеть и ждать, пока за тобой придут", - сказала она.
Между тем, министр внутренних дел республики Муса Медов 30 сентября, после совершенного покушения на него, в результате которого погиб террорист-смертник и четыре человека, находившиеся недалеко от места взрыва, получили ранения, сделал заявление, согласно которому в настоящее время обстановка в Ингушетии стабильная и контролируемая.