Спустя три года после нападения боевиков на столицу Кабардино-Балкарии, в республике вновь отмечается активизация деятельности членов НВФ. По мнению руководителя общественного правозащитного центра КБР Валерия Хатажукова, в республике существует "профессиональное вооруженное подполье со всеми правилами конспирации".
Первое громкое нападение после октябрьских событий 2005 года произошло 4 ноября 2007 года. В лесу близ селения Лечинкай Чегемского района были найдены тела девятерых охотников и егерей. Мужчины были убиты выстрелами в упор, причем каждому из них был сделан контрольный выстрел в затылок, а некоторых перед этим пытали.
Эксперты отмечают, что это преступление изменило общественное мнение в республике: если раньше сторонников радикального ислама, ставших на путь джихада, рассматривали как жертв милицейского произвола, загнанных в подполье и вынужденных отстреливаться, то после убийства мирных охотников в глазах большинства населения "лесные братья" превратились в серьезную опасность, с которой лучше не сталкиваться.
За расстрелом охотников прошла череда убийств милиционеров и нападений на сотрудников правоохранительных органов, которая продолжается и поныне.
После убийства трех милиционеров ДПС в Баксане 7 июля этого года лидеры религиозных конфессий Кабардино-Балкарии выступили с совместным обращением. В нем, в частности, говорилось, что мишенью боевиков милиционеры стали по одной причине - это та сила которая способна с оружием в руках сдерживать их усилия по подрыву общественно-политической обстановки в КБР, их попытки остановить поступательный экономический рост.
Есть основания считать, что ряды "подпольщиков" в КБР растут. Сегодня точно никто не может сказать, сколько боевиков скрывается в лесах и горах республики. Уходу молодежи в леса и горы способствует безработица и дефицит рабочих мест в районах КБР.
16 июня 2008 года МВД Кабардино-Балкарии в очередной раз распространило информацию о розыске 32 человек, которых правоохранительные органы считают причастными к совершению террористических актов на территории республики. 11 из них, как было объявлено, - участники нападения на Нальчик 13 октября 2005 года.
7 июля список разыскиваемых пополнили еще три человека, совершившие убийство милиционеров в Баксане. Это - житель селения Дугулугбей Аслан Карацуков, 1974 года рождения, житель селения Псычох Рамазан Байрами, 1983 года рождения, житель селения Кызбурун Ауалудин Бакаев, 1977 года рождения.
В последнее время в республике были задержаны еще несколько лиц, которые так же подозреваются в нападениях на сотрудников милиции. Трое из них содержатся в Пятигорском СИЗО.
С другой стороны, по мнению Валерия Хатажукова, многие процессы в мусульманской среде стабилизировались. "Мы не фиксируем случаев избиений, пыток. Хотя, - признал правозащитник, - бывают еще случаи незаконных задержаний".
Очень важный момент, по мнению правозащитника, то, что общество и власть стали более открытыми. "У нас появилась возможность публично обсуждать все проблемы, проводить круглые столы и конференции. Сама власть что-то пытается делать - принята специальная программа противодействия религиозному экстремизму", - отмечает правозащитник.
"Есть сведения, что в связи с участившимися вылазками боевиков, некоторые правоохранительные структуры предлагают предпринять радикальные меры. Мы видим, что такое радикальные меры на примере Ингушетии и Дагестана", - указывает Хатажуков. По его мнению, это было бы самым нежелательным и опасным развитием ситуации.
"Если политическое руководство пойдет на это, репрессивная машина будет молоть и правых и виноватых, мы скатимся в хаос, и тогда об инвестициях и развитии экономики можно будет надолго забыть", - уверен правозащитник. По его мнению, как бы тяжело ни было, надо сохранить нынешнюю линию - соблюдение законности в борьбе с исламским радикализмом.
Отметим, что тела боевиков, напавших на Начльчик в октябре 2005 года, до сих пор не выданы родственникам. Это в определенной степени вносить напряженность в общественно-политическую жизнь республики.