Убийства семи молодых женщин, чьи трупы были обнаружены на минувшей неделе в разных районах Чечни, встревожили многих жителей Чечни. В то время как продолжается расследование обстоятельств этих происшествий, жители республики высказывают различные версии о возможных причинах случившегося.
Выдвинутая следствием в качестве основной версия самосуда над молодыми женщинами за аморальное поведение, совершенного их близкими родственниками, не может быть применима ко всем семи жертвам, считают многие из жителей Чечни, с которыми удалось пообщаться на эту тему корреспонденту "Кавказского узла".
Напомним, что утром 26-го ноября в Старопромысловском районе Грозного, недалеко от автотрассы, ведущей к выезду из города, были обнаружены трупы трех молодых женщин с признаками насильственной смерти. Позже еще две убитых женщины были найдены в Грозненском районе, в окрестностях поселка Гикало, на грунтовой автодороге идущей из Грозного в направлении райцентра Шатой. Тело еще одной жертвы внесудебной расправы обнаружили в том же районе, на обочине дороги в Петропавловская.
Вечером следующего дня у села Новый Энгеной Гудермесского района Чечни был найден труп 18-летней уроженки селения Алхан-Юрт Грозненского района. Как и шесть других женщин, она была убита выстрелом в голову. Отличие в случае с этой девушкой от остальных убийств заключалось в том, что ее тело после убийства пытались сжечь - труп был сильно обуглен.
При этом как минимум четверо из семи убитых молодых женщин были увезены неизвестными из съемных квартир в Грозном. Одна из погибших была жительницей дагестанского города Кизил-Юрт. Следствие склоняется к тому, что причиной массового убийства молодых женщин стало их аморальное поведение и занятия проституцией. Предполагается, что девушек могли убить их близкие родственники за ведение аморального образа жизни.
Президент Чечни Рамзан Кадыров, комментируя эти убийства, заявил, что действия убийц не могут быть оправданы никакими традициями. С подобным заявлением выступил также Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев.
Серия произошедших убийств подняла в Чечне целую волну всевозможных слухов и догадок. Слышны разговоры о том, что количество убитых в этот период времени молодых женщин составляет чуть ли не несколько десятков, и что некоторые из убитых женщин были содержательницами целых притонов, где занимались проституцией.
"Я сам видел трупы трех убитых в Старопромысловском районе женщин. Одна из них была одета в короткую куртку и обтягивающие джинсы, другая была в мини-юбке, и только на третьей была длинная юбка. Все три лежали лицом вниз и были добиты выстрелами в голову. Было такое впечатление, что их заставили так лечь с руками за головой, а потом застрелили", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель городка Маяковского Старопромысловского района Грозного Султан Мазаев.
"Понятно, что просто так никто чужих жен, сестер или дочерей убивать не будет, - добавил он. - Их убили либо родственники, либо те, кто "крышевал"".
Но такого мнения придерживаются в республике далеко не все. "Я очень сомневаюсь в том, что в одно и то же время родственники шести-семи молодых женщин вышли, чтобы наказать своих родственниц за "аморалку". Так не бывает. Подобные вещи (расправа над девушками или женщинами, уличенными в прелюбодеянии, занятии проституцией и ведении аморального образа жизни - прим. корреспондента), делаются, как правило, совершенно иначе. Их могут убить и тайно захоронить в безымянной могиле, или сказать, что они уехали к каким-нибудь дальним родственникам, или вообще за границу, на худой конец могут объявить скоропостижно скончавшимися, но не убивать и выбрасывать тела в различных местах. Это нонсенс. Ясно, что если не во всех, то в большинстве этих случаев действовала какая-то группа", - убежден житель Грозного Адильбек Исаев.
Сотрудница Правозащитного центра "Мемориал" Наталья Эстемирова также сомневается в том, что причиной расправы над молодыми женщинами могло стать их аморальное поведение. "Я не считаю, что можно говорить о каком-то аморальном образе жизни, который вели убитые. К примеру, Кобан и Мадина Эльсаевы - жены двух родных братьев, очень добропорядочные женщины, у обеих осталось по двое детей. Одна вообще постоянно жила на Ставрополье, а сюда приехала только погостить. Эльсаевы возмущены, что распространяется такая информация. Похороны Кобан и Мадины были открытыми, собралось очень много людей. Женщин хоронили в родном селе мужей - Курчалое. Это знак глубокого уважения и доверия со стороны их семей. Если бы они были непорядочными, их точно хоронили бы в другом месте", - поясняет Эстемирова.
"Остальные убитые девушки работали в кафе, а не стояли на дороге, как намекали некоторые. Связи с чеченскими традициями здесь никакой. Если вдруг родня узнает, что женщина-чеченка аморально себя ведет, с ней разбираются внутри семьи и тщательно все скрывают, чтобы не упала тень на ее молодых родственниц. Но не такими жестокими методами. Тем более, одна из жертв, Петимат Магомедова, дагестанка и никакого отношения к традициям Чечни не имеет", - добавила правозащитница.
"Ислам считает прелюбодеяние, также как и проституцию - одним из тягчайших грехов. Но религия не говорит о том, что женщину надо убивать только по одному лишь подозрению в совершении таких грехов. Чтобы обвинить женщину в грехе, должны иметься неопровержимые свидетельства, а не просто всякие слухи и сплетни. К тому же ислам запрещает убивать человека, поскольку вершить суд над своим созданием и отнимать у него дарованную им жизнь может только Всевышний", - заявил по данному поводу имам одной из грозненских мечетей.