В Дагестане приветствуют возможность отмены режима контртеррористической операции (КТО) на территории Чечни. По словам председателя комитета Народного Собрания Дагестана по законности, законодательству и государственному строительству Сейфулаха Исакова, любая спецоперация – это ограничение прав и свобод человека.
Напомним, что Национальный антитеррористический комитет (НАК) на заседании сегодня не принял решение о снятии режима контртеррористической операции на территории Чечни, этот вопрос еще будет прорабатываться совместно с другими силовыми структурами и только потом будет предложен для рассмотрения главе государства.
"Нужно учитывать и экономическую составляющую: кто захочет инвестировать в республике, где проходит контртеррористическая операция? В свое время из-за блокады Чечни Дагестан тоже понес немалые убытки, теперь, я надеюсь, обе республики быстро восстановят добрососедские отношения", - сообщил депутат корреспонденту "Кавказского узла".
Поэт, общественный деятель Адалло считает, что отмена режима КТО не окажет существенного влияния на ситуацию в регионе. "Введение режима КТО в Чечне было большой ошибкой, это породило в дальнейшем еще больше проблем. Спецоперация – это насилие, когда нередко погибают мирные жители, сносятся их дома и похищается их имущество. Насилие может порождать только ответное насилие, что и показала жизнь. В Эмиратах убивают героя России Сулима Ямадаева, тут больше надо думать о расширении зоны КТО на Эмираты", - заявил Адалло.
Председатель исполкома Российского Конгресса народов Кавказа, советник председателя Совета муфтиев России Ахмед Азимов считает завершение режима КТО в Чечне этапом логическим, хотя и запоздавшим. По его мнению, ситуация в Чечне сегодня, по всем параметрам на порядок лучше, чем в любой кавказской республике.
Поэтому, считает Азимов, либо надо отменить режим КТО в Чечне, либо вводить его по всему российскому Кавказу. "Здесь и без объявления режима КТО проходит самая настоящая КТО. Главным образом это касается Дагестана, где, к сожалению, многие проблемные вопросы отданы на откуп силовикам. В таких условиях, не надо быть пророком, чтобы предсказывать ухудшение ситуации", - отмечает советник председателя Совета муфтиев России.
По словам собеседника корреспондента "Кавказского узла", сегодня региону более нужна социальная, экономическая, духовная адаптация. "Если современная молодежь Чечни, Дагестана, Ингушетии, иных северокавказских республик не найдет, куда приложить собственные силы, КТО будут тут идти до бесконечности, но уже без официального объявления", - заявил Азимов.
Говоря об отмене режима КТО в Чечне, член правления Общества "Мемориал" Александр Черкасов, сказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла", что с самого начала этот режим представлял собой некоторую загадку. "Но отгадывалась она просто. Если обратиться к Закону о борьбе с терроризмом от 1998 года, то увидим, что КТО - это нечто кратковременное и локальное. Что есть место проведения КТО? Здание, сооружения, акватория, судно. И понятно, почему этот закон был тогда принят", - поясняет правозащитник.
По словам Черкасова, путем введения КТО была искусственно создана зона правового вакуума, где усилиями отечественных "эскадронов смерти", исчезли тысячи человек - от 3 до 5 тысяч пропавших, по данным "Мемориала".
По словам правозащитника, теперь намечается отмена этого правового режима, который не предназначен для такого длительного срока его использования.
"Ингушетия и Дагестан живут сейчас без него. Если мы обратимся к статистике исчезновения людей, или к статистике гибели сотрудников правоохранительных органов, что, наверное, более адекватно отражает активность подполья, мы увидим, что Чечня находится на уровне Дагестана и ниже, чем Ингушетия. Так какой смысл держать этот режим в Чечне?", - отмечает Александр Черкасов, поясняя, что в Ингушетии и Дагестане такой режим при необходимости вводят краткосрочно и локально в каком-то селе или районе.
Как уже сообщал "Кавказский узел", последняя контртеррористическая операция в Дагестане проводилась 21 марта. Она началась после обстрела 18 февраля в Карабудахкентском районе базовой станции компании мобильной связи "Мегафон", нанесшего ущерб около миллиона долларов. В нападении подозревалась группировка Магомедали Вагабова, которого, как уверяют в МВД, просили поймать сами местные жители. Предполагалось, что режим контртеррористической операции может продлиться до двух месяцев.
Об операции в подробностях рассказывает "Комсомольская правда": "Авиация, артиллерия, спецназ - трое суток в Карабудахкентском районе Дагестана не смолкала канонада. Силовики блокировали диверсионную группу Абдугапура Закарьяева, на счету которой масса терактов и обстрелов.
Укрываясь от федеральных сил в многочисленных пещерах, боевикам долгое время удавалось оказывать сопротивление. Однако перед ударами с вертолетов и штурмовиков они оказались бессильны. Результат спецоперации - 12 уничтоженных террористов, среди которых, по данным наших источников в силовых структурах Дагестана, были граждане Турции и Узбекистана. Убит и сам главарь банды - Закарьяев".
Отметим, в прошлом году режим КТО вводился на территории Дагестана несколько раз. Самой длительной оказалась спецоперация в Унцукульском районе Дагестана, которая продолжалась восемь месяцев, с декабря 2007 года по август 2008. Режим КТО был введен в Унцукульском районе после убийства в селе Гимры бывшего депутата Народного собрания республики Газимагомеда Магомедова.
"Кавказский узел" продолжает следить за событиями в Дагестане и ведет хронику событий, связанных с террористическими актами и преступлениями в республике.