Убийство экс-командира спецбатальона ГРУ "Восток" Сулима Ямадаева для Рамзана Кадырова совершенно не выгодно, так как президент Чечни позиционирует себя сейчас миротворцем, способным объединять всех, считает политолог Заинди Чолтаев.
Напомним, что российский консул в Объединенных Арабских Эмиратах Сергей Красногор подтвердил информацию о том, что в Дубаи погиб экс-командир спецбатальона ГРУ "Восток" Сулим Ямадаев. По словам консула, информацию о гибели Ямадаева подтвердили родственники убитого, но ни паспорта погибшего, ни других официальных документов дипломат не видел. По данным "Би-Би-Си", подтверждение о гибели экс-командира "Востока" получено также от дубайской полиции. Сообщалось также, что в связи с покушением 28 марта на Ямадаева в Дубае арестован уроженец РФ, но точной информации о случившемся не было.
Ранее в полиции Дубаи сообщили, что идет расследование убийства гражданина России, чеченца по национальности Сулеймана Мадова. В настоящее время опрошены свидетели происшествия, ведется розыск лиц, которые могут быть причастны к убийству. Разночтение в фамилии объясняется сложностью перевода - написание фамилий Ямадаев и Мадов по-арабски довольно схоже.
Однако в Чечне о гибели Ямадаева ничего не знали, и в доме Ямадаевых в Гудермесе не проходило обязательного обряда поминок.
"Сейчас момент, действительно, очень неудобный, с точки зрения того, что намечена отмена режима контртеррористической операции (КТО), да и в свете приглашения бывших сепаратистов вернуться в республику, все это не вяжется с тем, что Кадыров мог быть заинтересован в таком развитии событий", - отмечает собеседник корреспондента "Кавказского узла".
Вместе с тем, Чолтаев поясняет, что Ямадаев мог располагать компроматом на Кадырова. "Длительный период они, Ямадаевы, с Кадыровыми были в очень хороших отношениях, Ямадаевы были некоей боевой составляющей Кадыровых, особенно в первый период, при Кадырове-старшем. Разумеется, они друг про друга много чего знают. И при каких-то обстоятельствах эта информация, вполне возможно, могла быть использована против Кадырова. Ведь Рамзан Кадыров тоже нашел много материалов, показывающих "бандитское прошлое" Ямадаевых", - говорит политолог.
По словам Чолтаева, в смерти Сулима Ямадаева могли быть заинтересованы и третьи силы - наиболее последовательными противниками у Ямадаевых могли быть люди, которые потеряли близких в результате действий Ямадаевых. "Этого исключать нельзя. Это могли быть и кровники. Мог быть и симбиоз - власть могла помочь таким людям осуществить их действия в устранении Ямадаевых", - отмечает он.
Не исключает Чолтаев и той версии, что в убийстве Сулима Ямадаева могли быть заинтересованы и сторонники боевика Абу Аль Валида, за устранение которого Сулим получил звание Героя России. "Это тоже может быть, но если ранжировать по степени важности, общественное мнение все равно складывается не в пользу официальных властей. И допускается, что это могли быть кровники", - объясняет Чолтаев.
Заинди Чолтаев напомнил, что в семье Ямадаевых было 6 братьев. "Руслан был убит в центре Москвы в прошлом году, до этого погиб Джабраил. Остались Иса, Бадрудди и Умар. Где они, не известно, только сообщалось, что один из братьев сейчас вылетел в Эмираты", - рассказывает политолог.
"С точки зрения чеченской ментальности, здесь могут два сценария: кровная месть и устранение личных врагов. Со стороны российского общественного мнения второе мнение становится первым. Очень уж последовательно происходят события с конкретными врагами Рамзана Кадырова", - отмечает собеседник корреспондента "Кавказского узла".
В связи с убийством Сулма Ямадаева Чолтаев также говорит о предстоящем визите премьер-министра ОАЭ в Россию, в преддверии которого событие с убийством в Эмиратах "совершенно не к месту и не ко времени".
В свою очередь, член правления Общества "Мемориал" Александр Черкасов, сказал в интервь корреспонденту "Кавказского узла", что для того, чтобы увидеть в двух событиях - убийство Сулима Ямадаева и предстоящую отмену режима КТО в Чечне - причинно-следственную связь, "нужно знать какой-то тайный смысл".
По словам Черкасова, борьба за установление контроля над силовыми структурами в Чечне, идет, как минимум, с 2006 года. "Тогда была ликвидирована спецгруппа ФСБ "Горец", ее остатки инкорпорированы в систему чеченского МВД. А командир группы "Горец" был убит, как было официально объявлено, при попытке задержания и привода на допрос", - рассказывает Александр Черкасов, имея ввиду убийство Мовлади Байсарова в ноябре 2006 года.
В следующем году, после группы "Горец", основным оппонентом чеченской власти стало оперативно-розыскное бюро-2 (ОРБ-2), где в середине 2007 года сменилось руководство. И конфликт, который отмечался между ОРБ-2 и республиканскими силовыми структурами, был исчерпан.
В апреле 2008 года обострились отношения с батальоном "Восток", который вылился в ноябре того же года в расформирование батальонов спецназа ГРУ "Восток" и "Запад". И значительное количество бойцов перешло в штат местных силовых структур.
"Сейчас силовых структур, сформированных из этнических чеченцев и не подконтрольных республиканской власти, в Чечне просто нет. Этот процесс длился долго, года три", - говорит представитель "Мемориала".
Говоря об отмене режима КТО в Чечне, Черкасов отмечает, что с самого начала этот режим представлял собой некоторую загадку. "Но отгадывалась она просто. Если обратиться к Закону о борьбе с терроризмом от 1998 года, то увидим, что КТО - это нечто кратковременное и локальное. Что есть место проведения КТО? Здание, сооружения, акватория, судно. И понятно, почему этот закон был тогда принят", - поясняет правозащитник.
"Допустим, у нас случился теракт, а санкцию на применение силы, введение особого правового режима, чрезвычайного положения, нет времени брать у парламента, - продолжает Черкасов. - Поэтому придумывается некий правовой режим, который вводится без санкции парламента. Очень локально и кратковременно. Потому что если более широко и длительно - тогда можно получить соответствующее одобрение".
По словам Черкасова, путем введения КТО была искусственно создана зона правового вакуума, где усилиями отечественных "эскадронов смерти", исчезли тысячи человек - от 3 до 5 тысяч пропавших, по данным "Мемориала".
"Там творился уже вполне государственный террор. По масштабам это схоже с числом исчезнувших людей, сравнимым с большим террором 1937-1938 годов - если посмотреть в пересчете на население Чечни", - добавляет правозащитник.
Насилие пошло на убыль, по словам Черкасова, тогда, когда те же самые полномочия по незаконному насилию были делегированы местным силовым структурам - после так называемой "чеченизации конфликта", примерно с 2003 года.
По словам правозащитника, теперь намечается отмена этого правового режима, который не предназначен для такого длительного срока его использования. Ингушетия и Дагестан живут сейчас без него: "Если мы обратимся к статистике исчезновения людей, или к статистике гибели сотрудников правоохранительных органов, что, наверное, более адекватно отражает активность подполья, мы увидим, что Чечня находится на уровне Дагестана и ниже, чем Ингушетия. Так какой смысл держать этот режим в Чечне?", - отмечает Александр Черкасов, поясняя, что в Ингушетии и Дагестане такой режим при необходимости вводят краткосрочно и локально в каком-то селе или районе.
Нападение на Ямадаева в Дубае совершил неизвестный в 15 часов 28 марта на автомобильной парковке дома, где он проживал. Охранники дома сообщили полиции, что слышали выстрелы, а затем из подъезда дома выбежал неизвестный человек. Свидетели также сообщили, что жертву покушения сопровождали два охранника, один из которых, возможно, был ранен. Вместе с тем, дубайская полиция ничего не сообщает о сопровождавших его лицах, пишет "Коммерсант".
По данным источников в местной чеченской диаспоре, Ямадаев направлялся к автомобилю, оставленному на стоянке, когда ему наперерез бросился неизвестный. Сопровождавший экс-командира "Востока" охранник пытался остановить нападавшего, но тот оглушил его и открыл огонь по Сулиму Ямадаеву - он получил не менее трех ранений. Преступника, который пытался скрыться, решили было задержать двое охранников комплекса - уроженцы Сирии. Но увидев направленный на них пистолет, сирийцы рисковать не стали и прекратили погоню.
По данным же сайта газеты Gulfnews, лежащего в луже крови чеченца у входа в лифт обнаружил один из охранников жилого комплекса. По словам охранника, два телохранителя Ямадаева были ранены и утверждают, что в Сулима стреляли со спины и попали в шею.
Напомним, что ранее громким убийством выходца из Чечни в арабской стране стало убийство одного из бывших лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева, который погиб в Катаре в 2004 году при взрыве машины. Правоохранительные органы Катара по обвинению в убийстве тогда задержали двоих сотрудников российских спецслужб, позднее выданных России.
Убийство Сулима Ямадаева продолжило череду убийств за пределами России, которые, как полагают правоохранительные органы некоторых зарубежных стран, были заказными и политически мотивированными.
Сулима Ямадаева также считают одним из главных противников президента Чечни Рамзана Кадырова. Конфликт между чеченскими властями и кланом Ямадаевых разгорелся в апреле 2008 года, когда автоколонна военнослужащих «Востока» под командованием младшего брата Сулима Ямадаева Бадрудди не уступила дорогу кортежу президента Чечни Рамзана Кадырова.
После этого подразделения МВД Чечни блокировали место дислокации батальона «Восток» и квартал в городе Гудермес, в котором проживала семья Ямадаевых, требуя немедленно выдать Бадрудди Ямадаева.
Местные власти обвинили командира подразделения спецназа ГРУ Сулима Ямадаева в совершении ряда тяжких преступлений, в том числе убийств и похищений граждан. Ямадаев был объявлен в федеральный розыск. По местным телеканалам были продемонстрированы документальные фильмы, рассказывающие о совершенных Ямадаевыми и бойцами батальона «Восток» преступлениях.
Затем Сулим Ямадаев был отстранен от командования «Востоком», а сам батальон - расформирован и превращен в мотострелковую роту в составе 42-ой гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцированной в Чечне на постоянной основе.
До последнего времени Сулим Ямадаев проживал в Москве. В интервью "Новой газете" Сулим Ямадаев заявил, что располагает информацией о том, что в Москву из Чечни для его ареста направлена спецгруппа, перед которой поставлена задача живым его не брать.