ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня в Верховном суде Кабардино-Балкарии на процессе по делу о нападении на силовые структуры республики осенью 2005 года участники процесса продолжали допрашивать свидетелей обвинения.
Среди тех, кто сегодня был допрошен, военнослужащий отряда специального назначения внутренних войск МВД РФ Александр Попов, который проходит по делу в качестве потерпевшего, в связи с тем, что в ходе событий 13 октября получил огнестрельное ранение.
Александр Попов рассказал, что он прибыл в Нальчик в составе группы из 38 человек 11 октября 2005 года из Минеральных Вод, где располагается воинская часть, где он проходит службу, "для поддержания общественного порядка в Кабардино-Балкарии".
"На 13 октября были намечены адресные мероприятия, - сообщил свидетель, - однако накануне ночью поступила информация, что на одной из дач замечены неизвестные вооруженные лица". Попов выехал на указанное место со своей группой, но к моменту приезда группы на даче уже никого не было.
"Мы стали прочесывать местность", - рассказывал свидетель. По его словам, местность была сильно пересеченная: "Мы буквально пробивались через заросли". Метров за триста от дачи по Попову открыли огонь из кустов. "Выстрелы были прицельные", - подчеркнул свидетель.
Спецназовца спасло то, что он был одет в бронежилет и железную каску с забралом. Одна из выпущенных пуль ранила его в ногу. Ответным огнем свидетель убил стрелявшего. Завязалась перестрелка, в результате которой там же был убит еще один из боевиков. По словам свидетеля, бой шел минут двадцать. Всего, по его словам, на территории, прилегающей к даче, после боя было восемь трупов нападавших.
Потом свидетеля, по его словам, отвезли в санчасть МВД КБР для оказания медицинской помощи.
Попову было задано множество вопросов. Участников процесса интересовало, какое оружие было у свидетеля, чем были вооружены нападавшие, как он определил, что выстрелы были прицельные. На этот вопрос свидетель пояснил, что он ощутил толчок, а на бронежилете впоследствии были повреждения.
Участники процесса также спрашивали, во что были одеты боевики, были ли у них повязки. Свидетель сказал, что у некоторых были зеленые повязки вокруг головы с арабскими буквами. Подсудимые спросили у свидетеля, откуда он знает, арабские это были буквы или китайские, на что он ответил, что видел такие же в Чеченской Республике.
Подсудимый Мидов поинтересовался, каким образом армейский спецназ должен был поддерживать общественный порядок, на что подсудимый сказал, что он солдат и выполняет приказы.
Сегодня также давал показания житель Нальчика Виктор Силеверстов, 1985 года рождения. Он рассказал, что в апреле 2005 года потерял паспорт в районе озер парковой зоны Нальчика. Паспорт через семь месяцев был найден на месте преступления на даче "Ландыш". 13 октября 2005 года Силеверстова доставили в УБОП МВД КБР, где его допросили по поводу утери паспорта и отпустили 14 октября утром.
Сторона защиты и подсудимые задали вопросы свидетелю о том, что он видел, находясь в УБОП, были ли там задержанные по событиям, в каком они были состоянии, на что свидетель отвечал, что все задержанные были в нормальном состоянии и спокойно сидели на диванах в спортзале.
Адвокат Елена Байрамкулова заметила, что считает показания свидетеля неискренними, так как имеются свидетельства об обратном, в том числе фотографии подсудимых со следами побоев. Председательствующая в ответ на это заметила, что адвокат может высказать свое мнение в прениях, а также ходатайствовать об исключении показаний данного свидетеля.
Сегодня также были допрошены два сотрудника ОВД №1, которые в числе первых прибыли на дачный участок в ночь на 13 октября.
Были допрошены также два гражданских лица. Один из них накануне нападения привез в Нальчик подсудимого Анзора Сасикова из селения Светловодское в Нальчик, второй - привез подсудимого Залима Улимбашева из района г. Минвод, где у него сломалась машина, на которой он вместе с другим подсудимым Азретом Шаваевым добирались из Москвы в Нальчик.
Суд продолжится в понедельник, 15 июня.
На суде уже дали показания начальник полка ППС МВД по КБР, заместитель начальника ОМОН МВД КБР и несколько сотрудников ведомства.
На скамье подсудимых - 58 человек. Они обвиняются в том, что 13 октября 2005 года в составе вооруженной преступной группы совершили нападение на объекты силовых структур Кабардино-Балкарии. Большинство подсудимых свою вину не признают. Часть подсудимых признали вину только по одной статье 222 УК РФ - ношение и хранение оружия. В ходе нападения погибли 15 мирных граждан, 35 сотрудников правоохранительных органов и 92 нападавших.
Предварительные слушания по делу о событиях 2005 года начались в октябре 2007 года. В марте 2008 года большинство подсудимых высказались за то, чтобы дело было рассмотрено с участием присяжных. В течение всего 2008 года по делу проходили предварительные слушания, на которых шел отбор присяжных. Однако до конца года сформировать коллегию присяжных так и не удалось.
20 февраля 2009 года Верховный суд Кабардино-Балкарии удовлетворил ходатайство государственного обвинения об отмене суда присяжных. Судом было принято решение о направлении дела председателю Верховного суда КБР для назначения коллегии из трех профессиональных судей.
Ряд адвокатов высказали свое несогласие с постановлением суда, ссылаясь на то, что решение о проведении процесса с участием присяжных было принято до принятия поправок в УПК, согласно которым из подсудности судов присяжных исключены дела о терроризме и других антигосударственных преступлениях. Одни адвокаты обжаловали постановление в Верховном суде РФ, другие намеревались обжаловать закон о поправках в УПК в Конституционном суде, считая его противоречащим Конституции страны.
20 апреля руководитель группы государственных обвинителей Ольга Чибинева закончила оглашать обвинительное заключение по этому делу. По версии обвинения, участники нападения на силовые структуры КБР преследовали цель захватить оружие, однако это им не удалось "по независящим от них причинам".