00:01 / 03.11.2009200 дней без КТО в Чечне: 208 погибших, 157 раненых

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Начало сегодняшнего дня, 3 ноября, ознаменовало 200 дней с момента отмены режима контртеррористической операции в Чечне. За это время жертвами вооруженного конфликта вооруженного подполья и силовых структур республики стали 208 человек, в том числе 17 мирных жителей, ранения получили 157 человек.

Завершение длившейся более 10 лет контртеррористической операции в Чечне произошло 16 апреля. Местные власти давно предлагали федеральному центру пойти на этот шаг, заявляя о возможности контролировать ситуацию в республике своими силами.

Однако после отмены режима КТО в Чечне резко возросло число убийств и терактов, особенно с использованием смертников. Об этом красноречиво говорит статистика, основанная на данных "Кавказского узла" и открытых источников, взятых за равные периоды времени до и после прекращения контртеррористической операции.

Менее месяца спустя после отмены КТО, 15 мая, у здания МВД в Грозном произошел первый за долгое время подрыв террориста-смертника. После этого на территории Чечни и соседней Ингушетии начались масштабные спецоперации по ликвидации боевиков, которые продолжаются по сей день.

В результате активности силовиков значительно выросло как общее количество вооруженных столкновений с членам незаконных вооруженных формирований, так и число задержанных и убитых во время этих операций.

За 200 дней после отмены КТО в Чеченской Республике произошло не менее 92 боестолкновения, в ходе которых погибли не менее 120 человек, объявленных правоохранителями причастными к вооруженному подполью. Таким образом за 30 дней с момента последних подсчетов число боестолкновений увеличилось на 21, а количество убитых предполагаемых боевиков - на 25. За это время задержанию подверглось как минимум 110 человек (увеличение на 19 задержаний), а добровольно сложили оружие, как утверждают в правоохранительных органах, не менее 6 боевиков и их пособников.

Отметим, что в течение 200 дней до снятия режима КТО в результате 42 боестолкновений и перестрелок были убиты по меньшей мере 32 человека, считающихся боевиками, как минимум 87 лиц, обвиняемых в связях с НВФ, были задержаны, и 13 человек, по официальной версии, явились с повинной.

Отметим, что сюжеты, связанные с передачей тел убитых боевиков родственникам, республиканское телевидение показывает довольно часто. При этом силовики, как правило, запрещают родным хоронить тело убитого участника вооруженного подполья на кладбище и запрещают устраивать по нему поминки.

"Близкие и родственники участников вооруженного сопротивления, также как и сами боевики, фактически объявлены в Чечне вне закона. Их могут убить, сжечь дом, похитить, задержать, подвергнуть избиениям и пыткам", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель местной правозащитной организации, пожелавший остаться неизвестным

Президент Чечни Рамзан Кадыров также неоднократно заявлял, что за действия боевиков должны нести ответственность не только их родители и близкие родственники, но даже и весь тейп (род).

Активные действия властей обернулись также и увеличением потерь среди силовиков.

За 200-дневный период после отмены режима КТО в Чечне в перестрелках, в результате нападений и терактов погиб по крайней мере 71 сотрудник силовых органов, ранены были как минимум 144 представителя правоохранительных органов (9 новых смертей и 27 случаев ранения с момента последних подсчетов). За аналогичный период до снятия режима контртеррористической операции были убиты по меньшей мере 20 силовиков и 75 получили ранения.

Вооруженный конфликт в Чечне пагубно отражается на положении  гражданского населения, основные права которого подвергаются нарушениям. Так, участились убийства мирных жителей, выросло число похищений людей.

За 200-дневный период до отмены КТО сообщалось как минимум о 7 похищениях и 6 убийствах местных жителей, тогда как за идентичный срок дней с момента прекращения КТО стало известно не менее чем о 54 похищениях и 17 убийствах мирных граждан, что больше соответственно на три и один подобный инцидент с момента прошлых подсчетов.

С 17 апреля (с первого дня после отмены КТО в Чечне) по сегодняшний день не менее 32 мирных жителей республики получили ранения в результате терактов, взрывов и перестрелок. За 200-дневный период до отмены контртеррористической операции ранены были, по имеющимся данным, 12 человек.

Отметим, что точной статистики похищений и убийств на территории Чеченской Республики за последние несколько месяцев нет, поскольку офисы Правозащитного центра "Мемориал" приостановили деятельность в Чечне летом текущего года после совершенного 15 июля похищения и последующего убийства ведущей сотрудницы Натальи Эстемировой.

Это убийство не стало последним в ряду преступлений против активистов правозащитных организаций за 200-дневный период после отмены КТО. 10 августа были похищены неизвестными из офиса организации "Спасем поколение" правозащитники Зарема Садулаева и Алик Джабраилов. 11 августа их тела с множественными огнестрельными ранениями были найдены в Заводском районе Грозного чеченской столицы в багажнике их автомобиля.

Число взрывов и терактов также ощутимо возросло. За 200 дней после отмены КТО стало известно как минимум о 48 таких случаях, таким образом за 30 дней произошло шесть подобных инцидентов. Тогда как за 200 дней, предшествовавших снятию режима КТО, поступили данные о 28 подрывах и терактах.

Примечательно, что после отмены контртеррористической операции в Чечне возобновились как теракты с использованием смертников.

За 200 дней после отмены режима КТО было совершено 9 подобных акций, и еще одна одна попытка самоподрыва была, по официальной версии, сорвана сотрудниками силовых органов. В то же время за 200 дней до отмены КТО в Чечне не было отмечено ни одного такого теракта.

15 мая террорист-смертник Беслан Чагиев взорвал себя у здания МВД Чечни в Грозном. Тогда погибли два сотрудника милиции и двое гражданских лиц.

26 июля у театрально-концертного зала в Грозном подорвался боевик Рустам Мухадиев. При этом погибли несколько высокопоставленных офицеров МВД Чечни и двое иностранных граждан.

21 августа в Ленинском районе Грозного два террориста-смертника: Ильяс Баталов и Шамиль Салтаханов, подъехали на велосипедах к стоявшим в оцеплении на улицах Первомайская и Жуковского милиционерам и произвели самоподрывы, убив четырех сотрудников милиции и местную жительницу.
 
25 августа в селе Мескер-Юрт Шалинского района республики взорвал себя вместе с четырьмя сотрудниками вневедомственной охраны террорист Магомед Шахидов

28 августа два боевика взорвали "пояса шахидов", когда милиция их блокировала в частном  доме в райцентре Шали. В результате были ранены шесть человек.

12 сентября у здания школы недалеко от спортивного стадиона имени Билимханова в Грозном себя взорвал уроженец села Элистанжи Веденского района, 23-летний Асламбек Джабраилов. В результате были тяжело ранены три сотрудника республиканской милиции.

16 сентября в центре города Грозного, рядом с республиканским Домом моды взорвалась женщина-смертница. По словам очевидцев, она подошла к стоявшей недалеко от автобусной остановки милицейской машине и привела в действие взрывное устройство. При взрыве пострадали восемь человек.

1 октября в селении Старые Атаги Грозненского района при попытке задержания подорвал себя 21-летний террорист-смертник Ваха Мальсагов, который по данным оперативников, планировал взорвать себя у здания отдела милиции. При этом, кроме самого террориста, никто не пострадал.
 
21 октября в Октябрьском районе чеченской столицы взорвался 17-летний местный житель Заурбек Хашумов. Ранения получили четыре милиционера и один гражданский. Хашумов, как выяснилось позднее, пропал без вести более двух месяцев назад.
 
И, наконец, 23 октября в Ленинском районе Грозного силовиками был убит мужчина, который, как утверждалось, пытался на заминированном автомобиле ВАЗ-2114 въехать на территорию строящегося мемориального комплекса по бульвару Дудаева, где в тот момент находился депутат Госдумы России от Чечни Адам Делимханов, и куда должен был прибыть Рамзан Кадыров. Позже было объявлено, что несостоявшейся "живой бомбой" оказался Беслан Баштаев, амир города Урус-Мартан. Тем не менее, многие в Чечне посчитали произошедшее инсценировкой.

Автор:Кавказский Узел