ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В России за год усилилось давление на тех, кто занимается защитой прав человека в Чечне и на Северном Кавказе в целом, поэтому Евросоюз должен предъявить РФ "недвусмысленные требования в отношении конкретных мер по усилению защиты прав человека на Северном Кавказе". Об этом говорится в заявлении правозащитников к правительству председательствующей в ЕС Швеции и Евросоюзу, приуроченном к саммиту "Россия-ЕС" в Стокгольме.
"Похищены и убиты многие наши коллеги. Теперь уже нужно задаваться вопросом не о том, станет ли кто-либо из нас следующей жертвой, а о том, кто именно ей станет. Мы ожидаем от шведского правительства как нынешнего председателя ЕС и от самого Евросоюза, что они в ходе стокгольмского саммита 18 ноября предъявят России недвусмысленные требования в отношении конкретных мер по усилению защиты прав человека на Северном Кавказе", - говорится в заявлении, которое подписал 21 представитель российских и международных правозащитных организаций.
Как сообщал "Кавказский узел", 15 июля в столице Чечни Грозном была похищена сотрудница Правозащитного центра "Мемориал" Наталья Эстемирова. В тот же день она была найдена убитой в соседней республике Ингушетия. 10 августа в Грозном неизвестные задержали чеченских общественных активистов Зарему Садулаеву и ее мужа Алика Джабраилова, на следующий день их нашли убитыми. 11 августа в столице Дагестана Махачкале в своем автомобиле был расстрелян журналист Малик Ахмедилов. 25 октября в Кабардино-Балкарии был убит известный ингушский общественный активист Макшарип Аушев.
"К этому списку следует прибавить многочисленные случаи угроз и давления, такие, как поджог 19 августа офиса организации "Матери Дагестана за права человека"", - подчеркивают авторы заявления.
Правозащитники уверенны, что общественные активисты стали жертвами преступлений именно потому, что они предают гласности случаи нарушения прав человека на Северном Кавказе.
"Ответственность за грубые нарушения прав человека в этом регионе большей частью лежит на силовых структурах федерального подчинения, а также на поддерживаемых Москвой местных властях и "силовиках". Российские власти чаще всего не склонны расследовать эти преступления, виновные остаются на свободе. Атмосфера безнаказанности царит сегодня в регионе. В результате преступления продолжаются, а правозащитники фактически поставлены вне закона теми, кого они критикуют", - говорят активисты правозащитных организаций.
Правозащитники настаивают на том, чтобы ЕС и правительство Швеции, как его действующий председатель, усилили давление на Россию и связали обсуждение подписания нового договора с "определенными требованиями уважать права человека".
"Основополагающим должно стать требование к России принять меры к немедленному прекращению внесудебных казней, насильственных исчезновений, похищений и других посягательств на права человека", - говорится в документе.
Помимо этого, правозащитники призвали ЕС выдвинуть российскому правительству пять требований, а именно: Россия обязана неукоснительно исполнять решения Европейского суда, она должна подписать международные договоры по правам человека и их соблюдать, принять конкретные меры по реформированию законов и системы правовых норм, определяющих пределы применения насилия вооруженными силами, гарантировать безопасность правозащитников и привести нормы, регулирующие деятельность НПО, в соответствие с международными стандартами, гарантировать беспрепятственный доступ международных организаций на территорию Северного Кавказа.
"Российские власти не занимаются расследованием нарушений прав человека на Северном Кавказе. Это требует присутствия в регионе независимых правозащитных организаций, средств массовой информации и международных институтов, в частности, органов Совета Европы, ОБСЕ и ООН", - сказано в заявлении.
Документ подписали: Виссарион Асеев, правозащитник-активист, Северная Осетия, Россия; Липхан Базаева, председатель организации "Женское достоинство", Чечня, Россия; Леон Виллемс, исполнительный директор организации Press Now ("За свободную прессу"), Нидерланды; Карл Гершман, президент Национального фонда в поддержку демократии (National Endowment for Democracy председатель), США; Лариса Дорогова, адвокат по правам человека, "Матери Кабардино-Балкарии", Кабардино-Балкария, Россия; Светлана Исаева, председатель организации "Матери Дагестана", Дагестан, Россия; Элла Кесаева, председатель организации "Голос Беслана", Северная Осетия, Россия; Румер Леметр, правовой и программный директор Фонда "Правовая инициатива по России" (Stichting Russian Justice Initiative), Россия; Таня Локшина, эксперт по Северному Кавказу, Human Rights Watch, Россия; Мадина Магомадова, председатель организации "Матери Чечни за мир", Чечня, Россия; Магомед Муцольгов, председатель правозащитной организации МАШР, Ингушетия, Россия; Олег Орлов, председатель правления Правозащитного центра "Мемориал", Россия; Олен Панфилов, директор "Центра экстремальной журналистики", Россия; Варвара Пахоменко, эксперт по Северному Кавказу, Россия; Арсен Сакалов, директор организации "Правовая инициатива" (премия Пера Ангера 2006), Ингушетия, Россия; Марта Тер, "Лига защиты прав человека" (Lliga dels Drets dels Pobles), Испания; Мартин Уггла, председатель организации Шведская инициатива за демократию и права человека (Swedish Initiative for Democracy and Human Rights), Швеция; Нил Хикс, советник по международной политике, Human Rights First, США; Роберт Хорд, исполнительный директор организации "Защитники гражданских прав" (Civil Rights Defenders, бывший Шведский Хельсинкский комитет), Швеция; Оксана Челышева, Общество российско-чеченской дружбы; Анна Эк, председатель Общества мира и арбитража, Швеция.